Александр Сергеевич Грибоедов


Биография
Биография писателя
Произведения
2 произведения
Сочинения
35 сочинений

«Москва Грибоедова и Пушкина»

Сочинение

Москва дала России Грибоедова и Пушкина. Это их малая родина, и неудивительно, что жизнь героев их произведений связана с Москвой, Сегодня вам покажут дом Фамусова, сохранившийся в центре города, сегодня можно проехать по столице маршрутом, которым когда-то везли по Москве любимую героиню Пушкина Татьяну. Но не географическое, не столичное положение интересовало художников слова. Их интересовала Москва как высшая после Петербурга точка дворянской цивилизации. Какие же мысли и чувства вызывает Москва?

Откроем комедию Грибоедова \"Горе от ума\". Нас встречает богатый московский барин и видный сановник Фамусов, списанный с родного дяди самого автора. Но это не исключает его типизации: \"Что за тузы живут в Москве и умирают!\" Это хранитель старинных традиций, для которого дядя Максим Петрович, вельможа екатерининских времен, служит идеалом. Фамусову нравится надменный нрав, пышный вид, роль в свете и при дворе. Высшее положение в обществе - главное мерило. \"Кто беден, тот тебе не пара\", - говорит он Софье. Для него зять с чинами да звездами интересен. Вот Скалозуб - желанный. Внутреннее достоинство для чинов и для тузов - ничто!

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат.

Да, в Москве свои понятия о чести: \"Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб\". Вот эта готовность сыграть при случае шутовскую роль, забыв свой возраст и надменный нрав, и есть ключ к высокому положению. Все остальное несущественно, в том числе и служба: \"Подписано, так с плеч долой\". Тех же, кому \"прислуживаться тошно\", Фамусов требует на пушечный выстрел не подпускать к столицам. Московские тузы - противники учености. Их самих ею не обморочишь, но они радеют о других: от ученья развелись безумные люди, совершаются безумные дела. Надо уничтожить книги. Однако светское воспитание для барышень Фамусов признает, хотя и знает, что это накладно. Брюзжа по поводу Кузнецкого моста, средоточия французской моды, Фамусов вполне подчиняется такой моде, дом его \"открыт для званых и незваных, особенно из иностранных\".

Все знают господа друг о друге, потому так боятся общественного мнения, так от него зависят. Внешне все должно быть пристойно, а уж внутри дома - ни-ни! \"Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?\"

Своего суждения не имеет не только безродный секретарь, но и сам хозяин. Он привык думать, как все, повторять расхожие истории своего круга. Фамусов в восторге от всего московского, юношей, дам, девиц. Сатирична Москва в изображении Грибоедова, однако есть в характере Фамусова и хорошие черты: изрядная доля добродушия, широкое гостеприимство, хлебосольство, отличающее москвичей вообще. Хотя отзывчивость, правда, несколько извращенная: \"Ну, как не порадеть родному человечку\". Извечная нравственная всеядность (\"хоть честный человек, хоть нет - для вас ровнехонько про всех готов обед\") характерна для подобных людей.

В образе Фамусова отразилась умственная косность и самодовольство старинного московского барства. И ничто не способно изменить таких, как он.

- С тех пор дороги, тротуары

- Дома и все на новый лад.

-
Дома новы, нопредрассудки стары…

(Из диалога Фамусова с Чацким)

И это истина. Как истина и то, что все эти Фамусовы добродушны только до известной черты. Как только кто-то представляется им нежелательно опасным, они ощетиниваются и показывают острые клыки. Сумасшедший! - вот их приговор умному справедливому человеку. Изгонят и опять успокоятся. Московские баре любят играть в благодетелей. Человек с такой жизненной программой, как у Молчалина, не пропадет и всегда найдет покровителей: \"Частенько там мы покровительство находим, где не метим\". Целый ряд представителей московского общества: Скалозуб, Затрецкий, Репегилов, Хрюмины, Тугоуховские - живая галерея московского общества 20-х годов XIX века, с отличавшим его невежеством и полным отсутствием высших интересов, стремлений и запросов. Праздная жизнь Москвы вся заполнена балами, обедами, всевозможными разорительными затеями, вроде крепостного балета. Их

отличает полное презрение к человеческому достоинству крепостного, которого не стеснялись менять на борзую собаку, кормить с собаками, могли отнимать и продавать его детей. В этом обществе пышно расцветают сплетни и пересуды. Боятся не дурных поступков - они сплошь и рядом, а пересудов: \"Грех - не беда…\", \"Как можно против всех!\" - восклицают Тугоуховские.

Взглянем еще раз на общество, собравшееся у Фамусова: пересуды о людях и нарядах, смешение французского языка с нижегородским, дух пустого, рабского, слепого подражания… Грибоедову удалось уловить и запечатлеть в своей комедии тот \"особый отпечаток\", который лежит на \"всем московском\".

В пользу верности этой картины говорит общность ее у Грибоедова с сатирическими зарисовками московской жизни в седьмой главе \"Евгения Онегина\".

Вместе с тем, начиная рассказ о Москве, Пушкин не может не посмотреть на нее с других позиций: патриота, истинного гражданина, может быть, защитника. Ведь недавно Москва доказала лучшие качества русских:

Напрасно ждал Наполеон…

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

И те же дворяне, лучшие из них, движимые патриотическим порывом, стали во главе сопротивления Наполеону.

Москва готовила пожар

Нетерпеливому герою.

И тем не менее и для Пушкина Москва - олицетворение закостенелого барства:

Но в них не видно перемен;

Все в них на старый образец.

И дело не в старых чепцах и гриме, дело в более существенном:

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп.

Напрасно героиня романа \"вслушаться желает в беседы, в общий разговор\":

Все в них так бледно, равнодушно,

Они клевещут даже скучно.

Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Не дрогнет сердце хоть для шутки.

Пушкин как бы довершил грибоедовскую сатиру на \"московское барство\". Его \"отпускные гусары, записные франты, архивные юноши с чопорными взглядами\" - явление нарицательное. «Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс…\" - вот она, жизнь московского \"общества\". Здесь все по старинке: по старинке вершат дела, делают карьеру, выдают замуж, заключают выгодные сделки, хранят традиции старого, чуть ли не екатерининских времен, барства. Вальяжная, хлебосольная, никуда не спешащая вторая столица, деревенская родственница столицы первой - Петербурга.

Стоят на московских бульварах два памятника двум Александрам Сергеевичам, а мимо них течет московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве наши великие поэты?