Иван Алексеевич Бунин


Биография
Биография писателя
Произведения
32 произведения
Сочинения
223 сочинения

«Иван Алексеевич Бунин (1870-1953 г.)»

Сочинение

\"Русским классиком рубежа двух столетий\" назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.

Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение \"дворянских гнезд\", наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души. Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой писатель в таких рассказах, как \"Кастрюк\", \"На чужой стороне\", \"На хуторе\" и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе \"На край света\" /1894 г./ автор рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков. Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни.

Происходит знакомство с Чеховым, Горьким.

В-эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму /размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка/. Так в рассказе \"Антоновские яблоки\" /1900 г./ показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым \"дворянским гнездам\". На страницах возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния человека с природой.

И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот бывший николаевский солдат Мелитон /\"Мелитон\"/, которого прогнали плетьми \"сквозь строй\", потерявший семью. В рассказах \"Руда\", \"Эпитафия\", \"Новая дорога\" встают картины голода, нищеты и разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят \"вечные темы\": величие жизни и смерти, неувядающая красота природы /\"Туман\", \"Тишина\"/. По этому поводу /\"О листопаде\"/. Горький писал: \"Люблю я отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и не приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я по преимуществу живу...\"

В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: \"Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться, - к повести о деревне /рассказ \"Деревня\"/. Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы \"расовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон - крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением.

У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но он правдиво показывает в \"Деревне\" косность, грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом векового угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: \"Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали\". \"Деревня\" - одно из лучших произведений русской прозы начала XX века. В 1911-13 гг. он все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства /\"Суходол\", \"Последнее свидание\"/, и уродливость мещанского быта /\"Хорошая жизнь\", \"Чаша жизни\"/, и тему любви, которая часто бывает пагубной /\"Игнат\", \"При дороге\"/. В обширном цикле рассказов о крестьянстве /\"Веселый двор\", \"Будни\", \"Жертва\" и другие/ писатель продолжает тему \"Деревни\". В повести \"Суходол\" решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих \"дворянских гнезд\". Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести \"Суходол\" сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними. Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах \"Братья\", \"Господин из Сан-Франциско\". В рассказе \"Братья\" /написан после поездки на Цейлон/ даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого \"туземца\" - рикши, влюбленного в девушку-туземку. Конец плачевен: девушка попадаете дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушение и смерть.

В рассказе \"Господин из Сан-Франциско\" писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на \"Атлантиде\", роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско /\"новый человек со старым сердцем\", по выражению Бунина/ принадлежит к лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один капитан корабля знает, что это \"нанятые влюбленные\", за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и любовью /коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцыволынщики/, они противостоят аморальному и лживому миру сытых. Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и в рассказе \"Братья\".

Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви - единой и непреходящий ценности /\"Грамматика любви\"/. Но иногда и любовь несет обреченность и гибель /\"Сын\", \"Сны Ганга\", \"Легкое дыхание\"/. После 1917 года Бунин оказался в эмиграции. В Париже пишет цикл рассказов \"Темные аллеи\". Особенно привлекательны женские образы. Любовь - высочайшее счастье, но она бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, заброшенной /\"Холодная осень\", \"Париж\", \"На чужбине\"/. Роман \"Жизнь Арсеньева\" /1924-28 гг./ написан на автобиографическом материале /тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть/. 3десь порой поэтизируется прошлое монархической России. Героическая война России с фашистской Германией волновала художника, он любил свою родину.

Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к остро занимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа. Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. В 80-90- х гг. любимой темой стихов была природа /\"Листопад\"/. Вот образ осени, \"тихой вдовой\" вступающей в лесные хоромы:

Лес, moчнo терем расписной, Лиловый, золотой, бaгpяный, Веселой пестрою толпой Стоит нaд светлою поляной.

Появлялись и декадентские мотивы, но ненадолго. Гражданские стихи \"Джордано Бруно\", \"Ормузд\", \"Пустошь\" и другие. Даны реалистичные картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей /\"Пахарь\", \"Сенокос\", \"На Плющихе\", \"Песня\"/. Бунин был превосходным переводчиком /\"Каин\" и \"Манфред\" Байрона, \"Крымские сонеты\" Мицкевича, \"Песня о Гайавате\" Лонгфелло; переводы из Шевченко - \"Завещание\". Для нас важна высокая поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство форм его произведений.