Иван Алексеевич Бунин


Биография
Биография писателя
Произведения
32 произведения
Сочинения
223 сочинения

««История человеческой любви» в творчестве И. А. Бунина»

Сочинение



Любовь... Это самое светлое, самое радостное человечес­кое чувство. Любовь возвышает человека, делает его чище, одухотвореннее. Именно поэтому тема любви является главной в творчестве большинства русских писателей.

Творчество Ивана Алексеевича Бунина не стало исклю­чением: он много писал об этом чувстве, о его постоян­стве и мимолетности, о его обретении и утрате. Все про­изведения писателя отмечены необыкновенной поэтизаци­ей любви. В повестях, романах и рассказах Бунина раскрылась его необыкновенная способность проникать в самые глубины человеческих переживаний, в сердца и души человека.

Для писателя было очевидно, что жизнь человека не­возможна без любви; без нее она пуста и мертва. Но лю­бовь может принести не только высочайшее счастье и бла­женство; часто она приносит муки, страдание, горе и даже смерть. Поэтому Бунин нередко соединяет в своих произ­ведениях радость любви и горечь одиночества; зарожде­ние чувства и его исчезновение, которое может стать и причиной гибели человека. Бунин писал, что в его твор­честве, как и в самой жизни, любовь и смерть связаны неразрывно. Об одном из таких трагических переживаний рассказывается в повести «Митина любовь». Бунин рас­крывает душевную драму своего героя и рисует необык­новенный, почти непереносимый накал человеческих чувств, непереносимые страдания молодого сердца, и по­рой, когда читаешь это произведение, кажется, что уже почти невозможно вытерпеть все это, что единственное избавление от этой любовной пытки — смерть. Писатель со всей трагической достоверностью показывает историю любви и смерти своего героя.

О главном герое повести мы знаем довольно мало, а Бунин не стремился слишком подробно раскрыть его про- шлое; тем более что и прошлого этого почти не было - Митя совсем еще молодой человек. Но любовь уже давно была в мечтах Мити; она наполняла его душу странным и томительным ожиданием. Он как бы бессознательно шел к этой любви и — как следствие — к своей гибели. Митя был весь сосредоточен на своих любовных переживаниях. Любовь к Кате для него была не только наслаждением, блаженством, но и мукой, страданием. Любовь неразрыв­но соединилась с ревностью: он ревновал Катю к театраль­ной студии, в которой она занималась, к директору этой студии, ко всем другим мужчинам. И он ничего не мог с этим поделать: ведь любовная страсть и ревность были сильнее его. От своих любовных переживаний Митя бежал в деревню, но и там не обрел покоя. Митя остро чувство- вал противоречие между прекрасной мечтой и пошлой ре­альностью. Образ, созданный в мечтах Мити, не совпадал с его реальным воплощением, и это в конце концов при­вело к трагической развязке: Митя, будучи больше не в силах выносить эти муки, покончил жизнь самоубийством. Эта трагедия молодого человека, для которого любовь стала непереносимым испытанием, потрясает еще и тем, что она произошла в чудесные весенние дни, когда сама природа вокруг была полна жизни и любви. Но для Мити уже не будет существовать ни любви, ни радости бытия; он сам поставил точку в своих муках и в своей жизни.




О не менее драматичной любви Иван Бунин пишет в не­большом рассказе «Солнечный удар». В центре повество­вания находится вроде бы заурядное событие — случай­ное знакомство двух людей на пароходе; обычное «дорож­ное происшествие, мимолетная встреча»? Чем-то напоминает этот сюжет уже давно известный, ставший в своем роде классическим сюжет рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой». Как и в рассказе Чехова, все, каза­лось бы, должно было быстро и незаметно кончиться. И поручик, и героиня рассказа рассматривали эту мимолет­ную любовную связь лишь как приятное, забавное, но ни к чему не обязывающее приключение. Героиня даже не назвала поручику своего имени; она навсегда осталась для него «таинственной незнакомкой». Он только знает, что у нее есть где-то муж и маленькая дочь.

Но чем заканчивается эта краткая встреча для героя? Как и в рассказе Чехова, эта встреча перевернула всю его жизнь. Любовь, как солнечный удар, поразила его. При­чем он далеко не сразу осознал это. Лишь после отъезда героини, вернувшись в опустевший номер провинциальной гостиницы, герой с ужасом понимает, что уже не может жить по-старому, легко и беззаботно, что он вообще не может жить без нее, что он отчаянно влюблен. Вся окру­жающая действительность уездного городка показалась ему пошлой и скучной, а мир вдруг сделался пустым и ненуж­ным. Поручик был готов отдать свою жизнь за возмож­ность провести с нею еще один день; и в то же время он знал, что они расстались навсегда. Он чувствовал, что не имеет права следовать за нею, нарушать ее спокойную и по-своему счастливую семейную жизнь. Он ощущал, что за этот день постарел, кажется, на десять лет.

В своих произведениях Бунин утверждал высшую ду­ховную ценность в жизни человека — ценность любви. Пи­сатель показывал нравственную и душевную красоту че­ловека, способного на большое, самоотверженное чувство, на самопожертвование во имя любви.