Биография
Биография писателя
Произведения
8 произведений
Сочинения
31 сочинение
Советская литература

Григорий Ефимович Распутин


РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 15.03.1937), русский писатель и общественный деятель.

Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крестным отцом» начинающего прозаика.

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.

В 1981 вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби».

Появление в 1985 повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Ленереке»; в 1996 — рассказы «Поминный день»; в 1997 — «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»). Живет и работает в Иркутске.

Коренной сибиряк из с. Усть-Уда на Ангаре, ныне подтопленного водохранилищем Братской ГЭС. Окончил Иркутский университет в 1959. Публиковаться начинал в местной печати с очерков и рассказов, отмеченных несомненным дарованием, но на уровне сибирско-таежной романтики. Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть «Деньги для Марии» (1967), в которой выразилась основная идея писателя — торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей «деревенской прозы», хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы («Последний срок», 1970, «Живи и помни», 1974, «Прощание с Матёрой», 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.

Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. В повести «Прощание с Матёрой» Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира «именем прогресса». По приказу сверху должна исчезнуть с лица земли, быть затоплена одна из многих русских деревень. Крестьян насильственно переселяют в другое место — в «перспективное» село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу «специалистами» без любви к людям, которым тут жить". Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом — воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Сердце ее русское болит — «как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет». Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: «Название острова и села — Матёра — не случайно у Распутина. Матёра конечно же идейно образно связано с такими родовыми понятиями, как мать (мать — Земля, мать — Родина), материк — земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матёра — это как бы «малый материк»). Космополитическое наступление так называемого мирового прогресса, превращение человека в бездушный винтик потребительского мира разрушает духовную цивилизацию, подрубает основы православного мировоззрения, которое так стойко защищает Дарья. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого главного в жизни, деградирует как личность, жизнь его становится серой и бесцельной. Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина «Пожар» (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный. С началом «перестройки» Распутин, до того сторонившийся заседательской суеты, включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников вредительского «поворота северных рек» (проект Бергера был отменен в июле 1987). В 1989−91 — депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П. А. Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). Состоял в руководстве Русского Национального собора и Фронта национального спасения. Потом публично заявил, что «политика — дело грязное».

Григорий Ефимович Распутин (21.01.1869 г.— 30.12.1916 г.), настоящая фамилия Новых. Распутин Г.Е. родился в Тюменской губернии в селе Покровское. Григорий Ефимович был признан целителем, хотя образования у него никакого не было. Прозвище «Распутин», которое в дальнейшем закрепилось за ним как фамилия, Григорий получил за распутный образ жизни в селе.

В 1890 г. он женится на односельчанке Прасковье Федоровне, брак с которой привел к рождению трех детей.

В 1892 г. Распутин впервые совершает паломничество в пермский монастырь на Верхотуре. После Распутин доходит до Атоса - греческого монастыря, а затем добирается до Иерусалима. Когда Григорий вернулся в Покровское, он объявляет себя избранным Богом, обладающим исцеляющим и чудодейственным даром.

В 1900 г. Распутин отправляется в Киев, где он встретился с архимандритом Хрисанфом. Архимандрит направляет его в Петербург в Духовную академию к отцу Феофану, куда он прибывает в 1903 г.

В 1905 г. слух о целителе доходит до императорского двора. А в 1907 г., когда у царевича Алексея, болеющего гемофилией, случается очередной приступ, императрица находит Распутина. Григорий Распутин становится приближенным к семье императора, лечит Алексея и постепенно начинает влиять на политику страны.

В 1915 – 1916 гг., когда за маленький период времени меняются четыре должностных лица премьер-министра, весь двор начинает обсуждать фаворитизм Распутина. Тогда против Распутина стал созревать заговор.

30.12.1916 г. - Юсупов, Дмитрий Романов и Пуришкевич задумывают покушение на Распутина. Пригласив его, они пытаются отравить Григория, добавив в угощение цианистый калий. Но яд на него не подействовал, и тогда Юсупов выстрелом ранит целителя. Убивают Распутина Дмитрий и Владимир, после чего выбрасывают тело в прорубь.

Подняв тело, выясняется, что Распутин еще был жив, когда его сбросили, но в итоге захлебнулся. Похоронили Григория Распутина в Царском Селе возле часовни императорского дворца, но 1917 г. его тело было эксгумировано и сожжено.

Произведения


Уроки французского Прощание с Матёрой Пожар Последний срок Живи и помни Василий и Василиса Изба Что передать вороне?