Биография
Биография писателя
Произведения
11 произведений
Сочинения
22 сочинения
Современная русская литература

Людмила Стефановна Петрушевская


ПЕТРУШЕВСКАЯ, ЛЮДМИЛА СТЕФАНОВНА (р. 1938), русская писательница. Родилась 26 мая 1938 в Москве. Окончила Московский государственный университет, работала редактором на телевидении. В середине 1960-х годов начала писать рассказы, первый из которых, История Клариссы, был опубликован в 1972. Пьеса Уроки музыки (1973) впервые была поставлена режиссером Р. Виктюком в Студенческом театре МГУ. Первая постановка на профессиональной сцене — пьеса Любовь (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю. Любимов).

Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике (Три девушки в голубом, 1980), на лестничной площадке (Лестничная клетка, 1974) и т. п. Личности героинь выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они ведут в жестоких жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров ее персонажей. В этом смысле особенно показательны тематически связанные пьесы Чинзано (1973) и День рождения Смирновой (1977), а также пьеса Уроки музыки. В финале Уроков музыки происходит полное преображение персонажей в своих антиподов: романтически влюбленный Николай оказывается циником, разбитная Надя — женщиной, способной на глубокое чувство, добродушные Козловы — примитивными и жестокими людьми. Диалоги в большинстве пьес Петрушевской построены таким образом, что каждая следующая реплика зачастую меняет смысл предыдущей. По мнению критика М. Туровской, «современная бытовая речь… сгущена у нее до уровня литературного феномена. Лексика дает возможность заглянуть в биографию персонажа, определить его социальную принадлежность, личность». Одна из самых известных пьес Петрушевской — Три девушки в голубом. Внутреннее богатство ее главных героинь, враждующих между собой родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, по велению сердца. Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противопложность. Поэтому выглядят естественными сюрреалистические элементы, прорывающие реалистическую драматургическую ткань. Так происходит в одноактной пьесе Анданте (1975), рассказывающей о мучительном сосуществовании жены и любовницы дипломата. Имена героинь — Бульди и Ау — так же абсурдны, как их монологи. В пьесе Квартира Коломбины (1981) сюрреализм является сюжетообразующим принципом. Литературовед Р. Тименчик считает, что в пьесах Петрушевской присутствует прозаическое начало, которое превращает их в «роман, записанный разговорами». Проза Петрушевской так же фантасмагорична и одновременно реалистична, как и ее драматургия. Язык автора лишен метафор, иногда сух и сбивчив. Рассказам Петрушевской присуща «новеллистическая неожиданность» (И.Борисова). Так, в рассказе Бессмертная любовь (1988) писательница подробно описывает историю нелегкой жизни героини, создавая у читателя впечатление, будто считает своей главной задачей именно описание бытовых ситуаций. Но неожиданный и благородный поступок Альберта, мужа главной героини, придает финалу этой «простой житейской истории» притчевый характер. Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная героиня рассказа Свой круг (1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице «демократизм… как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты» (Борисова). Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения Карамзин (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как «деревенский дневник». Стиль Карамзина полифоничен, размышления автора сливаются с «песнопениями луга» и разговорами героев. В последние годы Петрушевская обратилась к жанру современной сказки. Ее Сказки для всей семьи (1993) и другие произведения этого жанра написаны в абсурдистской манере, заставляющей вспомнить о традиции обэриутов и Алису в Стране Чудес Л.Кэррола. Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.

Петрушевская Людмила Стефановна родилась 26 мая 1938 года в Москве. Военные годы провела в уфимском детдоме и у родственников. После окончания войны продолжила свое обучение на факультете журналистики в Москве. В студенческие годы будущая писательница сочиняла стихи и писала сценарии студенческих вечеров. После окончания университета пошла работать корреспондентом и по совмещению сотрудником издательств. 1972 год в жизни поэтессы ознаменовался должностью редактора Центральной студии телевидения и первым опубликованным произведением.

Первая пьеса по ее произведению была поставлена Романом Виктюком в 1979 году. Из-за поднятых в последующих произведениях «теневых сторонах жизни», драматург более десяти лет не могла издаваться для своих читателей, но продолжала писать пьесы-шутки. В конце 80-х годов произошёл спад требований цензуры и ее прозу начали ставить в театрах. Основной темой всех произведений Петрушевской была тема женской судьбы. Людмила Стефановна стала родоначальником «правдивой прозы» в которой были показаны ужасы жизни, невозможность быть счастливым, грязь и злоба людей. В 1991 году писательница стала лауреатом Пушкинской премии. Лишь только в последние годы ее произведения стали диаметрально противоположными по сюжету, в них добро стало побеждать зло.

Драматург также нашла себя в написании сценариев для мультфильмов и кинофильмов, в 1997 и 2000 году ею были написаны сценарии к кинолентам «Любовь» и «Свидание». В 2002 году получила государственную премию России, а семью годами позже Всемирную премию фэнтези. От мужа, который умер в 2009 году, родила троих детей. Сейчас Людмила Стефановна живет и продолжает создавать произведения мирового уровня в Москве.

Произведения


Свой круг Три девушки в голубом Уроки музыки Бессмертная любовь Монологи Невинные глаза. Незрелые ягоды крыжовника Никогда Новые Робинзоны Страна Удар грома