Биография
Биография писателя
Произведения
2 произведения
Литература США

Эдвард Олби


Олби Эдвард

ОЛБИ, ЭДВАРД (Albee, Edward) (р. 1928), американский драматург, представитель 'театра абсурда'. Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни. В них заметно влияние Э. Ионеско, и Олби охотно признает, что многим обязан французскому драматургу. За пьесу «Неустойчивое равновесие» (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию 'Тони' и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за «Морской пейзаж» (Seascape, 1975), в 1994 — за пьесу «Три высокие женщины» (Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами.

Родился 12 марта 1928 в Вашингтоне и спустя две недели был усыновлен Ридом и Фрэнсис Олби. Окончил школу 'Чоат' и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (шт. Коннектикут). Затем обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, пробовал себя в поэзии и прозе. Как драматург дебютировал в 1959, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение 'Олби-Барр-Уайлдер'.

Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе «Кто боится Вирджинии Вулф?» (Who's Afraid of Virginia Woolfe?, 1962, премия 'Тони'), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей. Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория «Крошка Алиса» (Tiny Alice, 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и «Ящик и цитаты из председателя Мао» (Box — Mao — Box, 1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.

Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трехактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США. Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы «Что случилось в зоопарке» (The Zoo Story, 1959), «Смерть Бесси Смит» (The Death of Bessie Smith, 1960), «Фэм и Йем» (Fam and Yam, 1960), «Американская мечта» (The American Dream, 1961), «Дама из Дюбука» (The Lady from Dubuque, 1977) и «Человек с тремя руками» (The Man With Three Arms, 1983). Ему принадлежат инсценировки «Баллада о невеселом кабачке» (The Ballad of the Sad Cafe, 1963) по повести Карсон Мак-Калерс, «Малькольм» (Malkolm) по роману Дж. Парди, «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s, 1966) по повести Т. Капоте, переработка пьесы Дж. Купера «Все в саду» (Everything in the Garden, 1967) и «Лолита» (Lolita, 1979) по роману В. В. Набокова. Последнее произведение Олби «Пьеса про младенца» (The Play About the Baby, 2000) было поставлено в Нью-Йорке в 2001.

В 1996 Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, в 1997 президент Б. Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства.

Эдвард Олби, американский драматург, родился 12 марта 1928 года в Вашингтоне от неизвестных родителей. Младенца Эдварда усыновляет Рид Олби, который работал антрепренёром нескольких театров. После окончания элитной средней школы «Чоат» Эдвард переезжает в Нью-Йорк, где, перебиваясь случайными заработками, пытается найти себя в прозе и поэзии.

В 1959 году Эдвард дебютирует как драматург с пьесой «Что случилось в зоопарке». В этой работе Олби ставит эксперимент, цель которого – представить мир, который утратил внутреннюю целостность. В 1960 году Олби представляет пьесу «Смерть Бесси Смит», в которой поднимает проблемы человеческой холодности, отчужденности, а также расовой нетерпимости, которая приводит к смерти героини. В 1962 году Олби достигает грандиозного успеха, его пьеса «Кто боится Вирджинии Вульф» проходит наБродвее в течение 663 вечеров. Началом нового этапа в творчестве Олби становится пьеса «Крошка Алиса», которая представляет собой абсолютизацию невероятного, сталкивает видимое и сущее. В этой пьесе автор неявно цитирует Библию и «Алису в стране чудес». В 1969 году Олби посещает Советский Союз, встречается с писателями эпохи «оттепели», неизвестными в Америке и Европе.

Произведения Олби представляют собой «театр абсурда», в котором немотивированные поступки персонажей демонстрируют бессмысленность человеческой жизни в разорванном, статичном мире. Сильное влияние на творчество драматурга оказал Эжен Ионеско, признанный классик авангардного театра. По мнению Олби, перед драматургом должны стоять две задачи: первая – попробовать изучить и изобразить состояние человека, вторая – познать природу той формы искусства, с помощью которой он выражает своего творчество.

За свою плодотворную карьеру, Эдвард Олби награжден Национальной медалью за достижения в искусстве.

Произведения


Кто боится Вирджинии Вулф? Что случилось в зоопарке