Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Главные герои
И их характеристика
Генрик Юхан Ибсен

«Бранд»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Западное побережье Норвегии. Пасмурная погода, утренняя полумгла. Бранд, мужчина средних лет в чёрной одежде и с ранцем за плечами, пробирается по горам на запад к фьорду, где лежит его родная деревня. Бранда удерживают попутчики — крестьянин с сыном. Они доказывают — прямой путь через горы смертельно опасен, нужно идти в обход! Но Бранд не желает их слушать. Он стыдит крестьянина за малодушие — у того при смерти дочь, она ждёт его, а отец медлит, выбирая кружную дорогу. Что бы он отдал за то, чтобы его дочь умерла спокойно? 200 талеров? Все имущество? А жизнь? Если он не согласен отдать жизнь, все остальные жертвы не в счёт. Все или ничего! Таков идеал, отвергаемый погрязшими в компромиссах соотечественниками!

Бранд вырывается из рук крестьянина, и идёт через горы. Как по волшебству, тучи рассеиваются, и Бранд видит молодых влюблённых — они тоже торопятся к фьорду. Недавно познакомившиеся Агнес и художник Эйнар решили соединить свои жизни, они наслаждаются любовью, музыкой, искусством, общением с друзьями. Их восторги у встречного сочувствия не вызывают. По его мнению, жизнь в Норвегии не так хороша. Повсюду парят пассивность и малодушие. Люди потеряли цельность натуры, их Бог ныне смахивает на лысенького старичка в очках, снисходительно взирающего на лень, ложь и приспособленчество. Бранд, теолог по образованию, верует в Бога иного — молодого и энергичного, карающего за недостаток воли. Главное для него — становление нового человека, сильной и волевой личности, отвергающей сделки с совестью.

Эйнар наконец узнает в Бранде товарища школьных лет. Прямолинейность и пылкость его рассуждений действуют отталкивающе — в теориях Бранда нет места простодушной радости или милосердию, напротив, он обличает их как расслабляющие человека начала. Встретившиеся расходятся по разным тропинкам — они увидятся позже на берегу фьорда, откуда продолжат путь на пароходе.

Неподалёку от деревни Бранда ожидает ещё одна встреча — с безумной Герд, девушкой, которую преследует навязчивая идея о подстерегающем её повсюду страшном ястребе; спасение от него она находит только в горах на леднике — в месте, которое называет «снежной церковью». Деревню внизу Герд не любит: там, по её словам, «душно и тесно». Расставшись с ней, Бранд суммирует дорожные впечатления: за нового человека ему придётся бороться с тремя «троллями» (чудовищами) — тугомыслием (накатанной рутиной быта), легкомыслием (бездумным наслаждением) и бессмыслицей (полным разрывом с людьми и разумом).

После многих лет отсутствия все в деревне кажется Бранду маленьким. Жителей он застаёт в беде: в деревне — голод. Местный администратор (Фогт) раздаёт нуждающимся продукты. Подойдя к собравшимся, Бранд, как всегда, высказывает неординарное мнение: положение голодающих не так уж и плохо — им предстоит борьба за выживание, а не мертвящая дух праздность. Жители деревни едва не бьют его за глумление над их несчастьем, но Бранд доказывает, что имеет моральное право относиться к другим свысока — только он вызывается помочь умирающему, который не вынес вида своих голодных детей и в приступе помешательства убил младшего сына, а затем, осознав, что натворил, попытался наложить на себя руки и теперь лежит при смерти в своём доме на другом берегу фьорда. Добраться туда не рискует никто — во фьорде бушует шторм. Помочь Бранду при переправе осмеливается лишь Агнес. Ее поражает сила его характера, и она, вопреки призывам Эйнара вернуться к нему или хотя бы к родителям, решает разделить судьбу с Брандом. Местные жители, тоже убедившиеся в твёрдости его духа, просят Бранда стать их священником.

Но Бранд предъявляет к ним очень высокие требования. Его любимый девиз «все или ничего» так же бескомпромиссен, как известная латинская пословица: «Пусть погибнет мир, но восторжествует справедливость». Новый священник обличает даже свою старуху мать — за её расчётливость и стяжательство. Он отказывает ей в причастии, покуда она не раскается и не раздаст бедным нажитое ею и столь любимое имущество. Находясь при смерти, мать посылает за сыном несколько раз: она просит его прийти, обещая сначала раздать половину, потом — девять десятых всего, чем владеет. Но Бранд не соглашается. Он страдает, но против своих убеждений пойти не может.

Не менее требователен он и к самому себе. В дом под скалой, где они прожили с Агнес вот уже три года, редко заглядывает солнце, и их сын незаметно чахнет. Доктор советует: чтобы спасти Альфа, нужно немедленно переехать в другую местность. О том, чтобы остаться, не может идти и речи. И Бранд готов уехать. «Может быть, и к другим Бранду не стоит быть слишком строгим?» — спрашивает у него доктор. О долге напоминает Бранду и один из его прихожан: люди в деревне ныне живут по иным, более честным правилам, они не верят интригану-Фогту, распространяющему слухи, что Бранд уедет сразу, как только получит наследство матери. Бранд нужен людям, и он, приняв невыносимо тяжёлое решение, заставляет согласиться с ним Агнес.

Альф умер. Горе Агнес безмерно, она постоянно чувствует отсутствие сына. Единственное, что у неё осталось, — это вещи и игрушки ребёнка. Внезапно ворвавшаяся в пасторский дом цыганка требует, чтобы Агнес поделилась с ней своим богатством. И Бранд приказывает отдать вещи Альфа — все до единой! Однажды увидевшая ребёнка Агнес и Бранда, безумная Герд сказала: «Альф — идол!» Своё и Агнес горе Бранд считает идолопоклонством. В самом деле, разве они не упиваются своим горем и не находят в нем извращённого наслаждения? Агнес смиряется с волей мужа и отдаёт припрятанный у неё последний детский чепчик. Теперь у неё не осталось ничего, кроме мужа. Она не находит утешения в вере — их с Брандом Бог слишком суров, вера в него требует все новых и новых жертв, а церковь внизу в деревне тесна.

Бранд цепляется за случайно обронённое слово. Он построит новую, просторную и высокую церковь, достойную проповедуемого им нового человека. Фогт всячески препятствует ему, у него свои планы более утилитарного свойства («Работный дом построим / в соединении с арестным домом, и флигелем для сходок, заседаний / и празднеств вкупе с сумасшедшим домом»), к тому же фогт против сноса старой церкви, которую считает памятником культуры. Узнав, что строить Бранд собирается на собственные деньги, фогт меняет своё мнение: он всячески хвалит смелость предприятия Бранда, а старую церковь-развалюху отныне считает опасной для посещений.

Проходит ещё несколько лет. Новая церковь построена, но к этому времени Агнес уже нет в живых, и церемония освящения церкви воодушевления у Бранда не вызывает. Когда же важный церковный чиновник заводит с ним речь о сотрудничестве церкви и государства и сулит ему награды и почести, Бранд не испытывает ничего, кроме отвращения. Он закрывает здание на замок, а собравшихся прихожан увлекает в горы — в поход за новым идеалом: их храмом отныне будет весь земной мир! Идеалы, однако, даже когда они точно сформулированы (чего Ибсен в поэме намеренно избегает), всегда абстрактны, в то время как достижение их всегда конкретно. На вторые сутки похода прихожане Бранда посбивали ноги, устали, оголодали и отчаялись. Поэтому они легко дают обмануть себя фогту, сообщающему им, что в их фьорд вошли огромные косяки сельди. Бывшие приверженцы Бранда мгновенно убеждают себя, что они им обмануты, и — вполне логично — побивают его камнями. Что ж, сетует Бранд, таковы переменчивые норвежцы — ещё совсем недавно они клялись, что помогут своим соседям датчанам в войне с угрожающей им Пруссией, но позорно их обманули (имеется в виду датско-прусский военный конфликт 1864 г.)!

Оставшийся один в горах, Бранд продолжает свой путь. Невидимый хор внушает ему мысль о тщетности человеческих устремлений и бесперспективности спора с Дьяволом или с Богом («можешь противиться, можешь смириться — /ты осуждён, человек!»). Бранд тоскует по Агнес и Альфу, и тут судьба преподносит ему ещё одно испытание. Бранду является видение Агнес: она утешает его — серьёзных причин для отчаяния нет, все опять хорошо, она с ним, Альф вырос и стал здоровым юношей, на своём месте в деревне стоит и их маленькая старая церковь. Испытания, через которые прошёл Бранд, ему только привиделись в страшном кошмаре. Достаточно отказаться от трёх ненавистных ей, Агнес, слов, и кошмар развеется (три слова, девиз Бранда — «все или ничего»). Бранд выдерживает испытание, он не предаст ни своих идеалов, ни прожитой жизни и её страданий. Если нужно, он готов повторить свой путь.

Вместо ответа из тумана, где только что было видение, звучит пронзительное: «Миру не нужен — умри же!»

Бранд снова один. Но его находит безумная Герд, она приводит Бранда в «снежную церковь». Здесь на страдальца наконец-то нисходит благодать милосердия и любви. Но Герд уже видела на вершине врага — ястреба и стреляет в него. Сходит лавина. Увлекаемый снегом Бранд успевает задать мирозданию последний вопрос: в самом ли деле человеческая воля так же ничтожна, как песчинка на мощной деснице Господа? Сквозь раскаты грома Бранд слышит Голос: «Бог, Он — deus caritatis!» Deus caritatis означает «Бог Милостивый».

На западном побережье Норвегии стоит пасмурная погода. К родной деревне в полумгле пробираются Бранд его двое попутчиков. Они говорят, что дорога опасна, и нужно идти в обход. Но Бранд не желает их слушать и пробирается дальше.

Вдруг рассеиваются тучи, и Бранд видит молодых людей, которые тоже спешат к заливу. Недавно познакомившиеся молодые люди любят друг друга. Агени и Эйнар решили соединить свои жизни и наслаждаются своей любовью.

Энар, увидев Бранда, узнаёт в нём старого товарища, которого не видел несколько лет. Прямота и пыл в рассуждениях молодого человека раздражают Бранда. В его мыслях нет места для обычной радости и милосердия. Он думает, что эти добродетели делают человека слабее. Встретившиеся расходятся по разным дорогам, и позже им предстоит снова встретиться.

Наконец Бранд приходит в родную деревню, где его встречает убожество жителей. В деревне царит голод. Местный глава помогает жителям, раздавая им продукты. Бранд, как обычно высказывает своё мнение, что положение деревни не такое уж и плохое. Голодающие с ненавистью смотрят на Бранда и говорят, что за Фьордом лежит умирающий мужчина, который не вынес смотреть, как голодают его дети и в приступе безумия убил своего сына. Поняв, что натворил, он хотел наложить на себя руки. И теперь лежит в своём доме, умирая. Бранд решается помочь бедолаге. Но в заливе бушует шторм, и жители не решаются переправляться на тот берег. Бренд сам вызвался переплыть залив, и ему решила помочь Агнес. На призыв Эйнара остаться, она не обращает внимания. Бранд и Агнес отправляются в плавание. Но прежде, жители, убедившись в твёрдости его характера, предлагают стать священником в деревне. Он предъявляет им требования.

Приехав снова в деревню, Бранд, говорит своей матери, чтобы та раздала своё имущество нуждающимся. Он не соглашается участвовать в обряде причастия, пока мать не совершит этот поступок. Умирающая мать призывает его несколько раз. Она говорит, что раздаст сначала половину, но Бранд не соглашается.

Но Бранд требователен и к себе. Он живёт уже несколько лет с Агнес. Его маленький сын заболел, и с каждым днём слабеет. Доктор посоветовал немедленно сменить климат. Но Бранд не может покинуть жителей деревни и остаётся.

Через несколько лет умирает Агнес и Бранд решил повести жителей деревни к новой жизни. Однако, на вторые сутки пути, они сказали, что Бранд обманул их и бросили одного в лесу. Этой ночью, к нему пришла Агнес. Её видение умоляло Бранда отказаться от своего девиза "Все или ничего!". Но он не смог уступить. Вскоре он встретил безумную Герду. Она приводит Бранда в снежную церковь. Увидев ястреба Герда стреляет, чем вызывает лавину. Бранд, видя неминуемую смерть, поднял глаза к небу и услышал "Бог милосерден!".

Главные герои


Брандт