«Тихий американец»
Олден Пайл — представитель экономического отдела американского посольства в Сайгоне, антагонист Фаулера, другого героя романа. Будучи обобщённым изображением вполне конкретных политических сил и методов борьбы на мировой арене, фигура О. П. несёт в себе и более глубокий и широкий смысл. Перед нами достаточно знакомый тип человеческого поведения, сформировавшийся именно в XX в., в эпоху острого идеологического противостояния государств и систем, когда идейная убеждённость человека, не способного мыслить самостоятельно и критически, оборачивается на психическом уровне своеобразной запрограммированностью суждений и действий, шаблонностью мышления, стремящегося заключить сложность людских отношений в уже готовые рамки и схемы.
Томас Фаулер — английский журналист, работающий в Южном Вьетнаме в 1951—1955 гг. Усталый, душевно опустошённый человек, во многом схожий со Скоби — героем другого романа Грэма Грина — «Суть дела». Он считает, что его долг — сообщать в газеты только факты, оценка их его не касается, он не хочет ни во что вмешиваться, стремится остаться нейтральным наблюдателем.
Повествование строится на двух контрастирующих противоположностях главных героев романа. Олден Пайл и Томас Фаулер, как плюс и минус, как лед и пламя. В результате резкого пересечения жизненных путей и столкновения мировоззренческих принципов, один из них танком прокатывается по жизни второго, но затем погибает. Повествование начинается с описания эпизодов гибели Пайла и возвращения возлюбленной к Фаулеру. Далее следует экскурс в прошлое с последовательным продвижением к моменту, освещенному в начале романа.
Олден Пайл трудится в экономическом отделе американского посольства в Сайгоне и является воплощенным олицетворением, продуктом идеологической пропаганды определенных политических сил. Пайл – это человек-шаблон, который всю свою жизнь пытается подогнать под четкие рамки, подчинив её простым законам и правилам. Он не замечает, как становится запрограммированной безвольной моделью на фоне борьбы идеологических систем и противостояния государств того времени. Олден Пайл не способен критически оценивать ситуацию в свое поведение, он мыслит только шаблонами и даже свои чувства и эмоции, свою любовь старается сопоставить с выводами статистики. Для Пайла не существует полутонов, этот человек способен видеть только черное и белое. Для него все погибшие делятся на две категории: «воин демократии» либо «красная опасность».
Томас Фаулер – англичанин, работающий журналистом в Южном Вьетнаме. Его усталость и душевная опустошенность не влияют на объективность изложения новостной информации. Фаулер старается оставаться независимым наблюдателем, ни во что не вмешиваться и не давать никаких оценочных суждений. Журналист поставляет газетам только голые факты, предоставляя общественности возможность делать выводы самостоятельно.
В Сайгоне англичанина удерживает только искренняя любовь к вьетнамской красавице Фу-онг, но в их отношение бесцеремонно вмешивается Пайл. Он искренне уверен, что совсем не нарушает норм морали, уводя девушку у друга. Олден Пайл молод, успешен и богат, рядом с ним Фу-онг будет обеспечена и довольна жизнью, а значит так лучше для всех. Между тем, продолжаются политические баталии, Фаулер взывает к здравомыслию своего оппонента, пытается предостеречь его и указать на ложность навязываемых обществом идеалов и суждений.
После организации Паулом взрыва на площади, в результате которого погибли невинные люди, журналист передает американца вьетнамским партизанам. Фаулер убежден, что бездумный фанатизм приверженцев «национальной демократии» не должен становится причиной гибели мирных жителей.