Максим Горький
Горький Максим (наст. фамилия и имя Пешков Алексей Максимович) (16 марта 1868, Нижний Новгород, — 18 июня 1936, Горки, под Москвой). Отец — столяр-краснодеревщик: мать из мещан. Проучился 2 года. С 1878 началась его жизнь «в людях»,. Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался подёнщиной. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бесарабии, Крыму, на Кавказе. Не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. Участник Революции 1905−07. Осенью 1905 вступил в РСДРП (в 1917, разойдясь с большевиками в вопросе своевременности соц. революции в России, не прошёл перерегистрацию членов партии и формально выбыл из неё). С 1906 жил за границей. Весной 1907 дел. 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (с совещательным голосом). В 1907−09 испытал большое влияние
К 1910-м гг. имя Горького стало одним из самых популярных в России, а затем и в Европе (первый его рассказ напечатан в 1892), его творчество вызвало огромную критическую литературу (за 1900−04 опубликована 91 книга о Горьком; с 1896 по 1904 критическая литература о нём составила более 1860 названий). Постановки его пьес на сцене Московского Художественного театра имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики.
В кон. 1913 возвратился в Россию. С первых дней 1-й мир. войны занял антимилитарист., интернационалист. позицию. Февр. рев-цию 1917 Горький встретил восторженно, видя в ней победу демокр. сил страны, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в февр- марте «напоминала штаб», где собирались полит, и обществ, деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты. Горький стал инициатором ряда обществ.-культурных начинаний, уделял большое внимание делу охраны памятников культуры, вошёл в состав «Особого совещания по делам иск-ва», был пред. Комиссии по вопросам иск-ва при исполкоме Петрогр. Совета РСД. 12 марта в речи на митинге в Михайловском т-ре сообщил о мерах, принятых по охране памятников иск-ва. Написал ряд статей, возмущаясь массовым вывозом из России худ. ценностей на «амер. миллионы», протестовал против ограбления страны, участвовал в учреждении «Об-ва памяти декабристов», «Об-ва Дома-музея памяти борцов за свободу» (май). При активном участии Горького создаётся «Лига социального воспитания» (4 июня), организуется Дом учёных. Он входит в комиссию по рук-ву Нар. домом в Петрограде, позже был избран пред. орг. к-та «Просветительского об-ва в память 27 февр. 1917 „Культура и свобода“» (март 1918); в него вошли также
Одним из важнейших научно-просветительских начинаний Горького в эти дни (март) было создание «Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук», в к-рую вошли крупнейшие учёные и общественные деятели (И.П. Павлов,
По убеждению Горького, «без демократии нет будущего», «сильный человек — это разумный человек», а потому необходимо «вооружиться точными знаниями», «привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему, почувствовать его универсальную силу» («Летопись», 1917, N 5−6, с. 223−28). Горький призывал всё рус. об-во «поддержать „Свободную ассоциацию“ учёных морально и материально»: «Источник наших несчастий — наша малограмотность. Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много работать, учиться любить труд» (там же).
Наибольшую активность лит. и обществ, работа Горького получила в основанной им газ. «Новая Жизнь» [выходила в Петрограде с 18 апр. под ред. Горького, при ближайшем участии (по существу — соредакторов)
Горький осуждал «бессмысленную бойню, разоблачал стремление Врем. пр-ва довести войну до победного конца. Интернационалистская позиция газеты вызвала резкое неприятие бурж. печати: в статье
Отстаивая социальные завоевания рев-ции, выступая против реакции, консервативных сил, бурж. партий, Врем. пр-ва, газ. „Новая Жизнь“ очень скоро вступила в полемику и с большевиками, выдвинувшими на повестку дня вопрос о вооруж. восстании и проведении соц. рев-ции. Горький убеждён, что Россия не готова к соц. преобразованиям, что восстание будет потоплено в море крови, а дело рев-ции отброшено на десятилетия назад. Он считал, что прежде чем осуществить соц. рев-цию. народ должен „много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства“, что сначала он „должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнем культуры“ (там же, 14 июля). Для Горького как художника ист. развитие России раскрывалось гл. обр. через быт. психологию рус. народа и прежде всего крест-ва: так, в его кн. „О рус. крест-ве“ (Берлин, 1922) трагедия рев-ции изображалась в атмосфере дикой жестокости обеих воюющих сторон в Гражд. войне. Развивая идеи, высказанные ещё в 1915 в ст. „Две души“, Горький с тревогой писал о пассивности, рабской покорности обстоятельствам рус. человека, одновременно восхищаясь его способностью в решительный момент к героич. делам. Горький стремился возбудить рев. энергию народа, активность человека в противовес мечтательному фатализму и мещанской обывательщине, а также анархизму деревни.
Ещё в Июльские дни Горький увидел устрашающий „выезд социальной рев-ции“. За неделю до Октября в ст. „Нельзя молчать!“ призывает большевиков отказаться от „выступления“, боясь, что „на сей раз события примут ещё более кровавый и погромный характер, нанесут ещё более тяжкий удар рев-ции“ („Новая Жизнь“, 1917, 18 окт.). После Окт. переворота оппозиционная „Новая Жизнь“ во главе с Горьким стала оппонентом новой власти, выступая с критикой „издержек“ рев-ции, её „теневых сторон“, форм и методов осуществления социальных преобразований в стране — культивирования клас. ненависти, террорами насилия, „зоологич. анархизма“ тёмных масс: одновременно Горький защищает забытые в вихре рев. буден гуманистич. идеалы социализма, идеи демократии, общечеловеческие ценности, права и свободу личности. Он обвиняет вождей большевиков, Ленина и „приспешников его“ в „уничтожении свободы печати“, „авантюризме“, в „догматизме“ и „нечаевщине“, оправдании „деспотизма власти“. Вообразив себя „Наполеонами от социализма“, большевики-ленинцы „довершают разрушение России — рус. народ заплатит за это озёрами крови“ (там же, 10 нояб.). Из статьи в статью он пишет об Октябрьском перевороте как об „авантюре“, к-рая приведёт только „к анархии, к гибели пролетариата и рев-ции“ (там же, 7 нояб.). Горький говорит о „жестоком опыте“ большевиков-фанатиков и утопистов над рус. народом, „заранее обречённом на неудачу“ (там же, 10 дек.), „безжалостном опыте, к-рый уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие рус. рев-ции“ (там же, 10 нояб.). Отмечает, что рабочий класс „должен будет заплатить за ошибки и преступления своих вождей — тысячами жизней, потоками крови“ (там же, 12 нояб.). По его мнению, Ленин и Троцкий, большевист. нар. комиссары — „вожди“ отсталых рабочих масс, „взбунтовавшихся мещан“ — „проводят в жизнь нищенские идеи Прудона,-но не Маркса, развивают Пугачёвщину, а не социализм, и всячески пропагандируют всеобщее равнение на моральную и материальную бедность“ (там же, 6 декабря). „Развивается воровство — пишет Горький — растут грабежи, бесстыдники упражняются во взяточничестве так же ловко, как делали это чиновники царской власти“; грубость представителей „пр-ва нар. комиссаров“ вызывает всеобщее возмущение. И всё это творится от имени „пролетариата“ и во имя „социальной рев-ции“, и всё это является „торжеством звериного быта. развитием той азиатчины, к-рая гноит нас“. „Нет, — констатирует писатель, — в этом взрыве зоологич. инстинктов я не вижу ярко выраженных элементов социальной рев-ции. Это рус. бунт без социалистов по духу, без участия соц. психологии“ (там же, 7 дек.). Горький согласен с „врагами“, что „большевизм — нац. несчастие, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши рус. культуры в хаосе возбуждённых им грубых инстинктов“ (там же, 1918, 22 марта). Сущность, направленность, общий пафос новожизненской публицистики Горького, как и вся обществ.-лит. деятельность его 1917−18, пронизаны идеей отстаивания и защиты нерасторжимого единства политики и нравственности. Как писателя Горького волнует прежде всего нравственная сторона рев. событий, он всё соизмеряет с обыкновенным человеком, единичной личностью. Разьединение политики и нравственности, по убеждению писателя, скажется самым пагубным образом на жизни народа и страны в настоящем и грозит тяжёлыми и кровавыми последствиями в будущем. Оно способствует внедрению антидемокр. методов в политике, ведёт к оправданию насилия, жестокости и террора, нарушению социальной справедливости. Деятельность Горького тех лет вызвала резкую критику властей. Полемизируя с ним, большевист. партийная и официальная печать писала, что писатель из „буревестника“ превратился в „гагару“, „к-рой недоступно „счастье битвы““ („Правда“, 1917. 22 нояб.), выступает как „хныкающий обыватель“ (там же, 9 дек.), „из-за деревьев не видит леса“ рм же, 25 нояб.), что у него пропала совесть» («Петрогр. Правда». 1918, 5 апр.), что, «оторвавшись от нар. масс», «оплёвывает этот народ» («Правда», 1918, 17 марта), словом — «изменил рев-ции» и «солидаризуется с реакционерами» (там же, 1918, 7 янв.). Горький остро, болезненно воспринимал эту критику, сравнение его с «врагами рабочего класса» и обвинения в «измене делу пролетариата». Он утверждал и защищал своё «право говорить обидную и горькую правду о народе», о его пассивности, рабской покорности, «тяготении к равенству в ничтожестве», «об издержках» рев-ции: «В чьих бы руках ни была власть, за мною остаётся моё человеческое право отнестись к ней критически» «Новая Жизнь», 1917, 19 нояб.). Вместе с тем для Горького социализм — не утопия: он продолжал верить в его идеи, он писал о «тяжёлых муках родов» нового мира, «новой России», отмечая, что, несмотря на все ошибки, преступления, «рев-ция, всё-таки, доросла до своей победы» (там же, 1918, 11 июня), и выражал уверенность, что рев. вихрь, потрясший «до самых глубин Русь», «излечит нас, оздоровит», возродит «к строительству и творчеству» (там же, 1918, 30 июня). Оговариваясь, что он ни в коем случае не собирается защищать большевиков, Горький отдаёт и должное им: «Лучшие из них — превосходные люди, к-рыми со временем будет гордиться рус. история…»; «…и о большевиках можно сказать нечто доброе- я скажу, что, не зная, к каким результатам приведёт нас, в конце концов, полит, деятельность их, психологически — большевики уже оказали рус. народу услугу, сдвинув всю его массу с мёртвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к действительности, отношение, без к-рого наша страна погибла бы» (там же, 1918,26 мая). Тем не менее нападки на «Новую Жизнь» не прекращались, а во 2-й половине июня 1918 критика Горького и позиции его газеты большевист. печатью приняла особенно острый характер, доходя до прямых обвинений писателя в сговоре с буржуазией. 16 июля 1918 с согласия Ленина газета была закрыта окончательно (до этого издание несколько раз временно прекращалось). После покушения на Ленина (30 авг.) Горький вновь сблизился с ним и с большевиками. Впоследствии Горький, оценивая свои позиции 1917−18, признавал их ошибочными, объясняя это тем, что недооценил организаторскую роль партии большевиков и созидат. силы пролетариата в рев-ции. В этот период (и в последующие годы Гражд. войны) Горький — один из организаторов лит.-обществ. и издат. начинаний (изд-ва «Всемирная лит-ра», «Дома литераторов», «Дома искусств» и др.). Он призывал к единению старой и новой интеллигенции, выступал в её защиту от необоснованных преследований со стороны Сов. власти. В дек. 1918 избран в состав Петрогр. Совета (вновь избран в июне 1920). Писатель работал в основанной по его инициативе в Петрогр. комиссии по улучшению быта учёных (ПетроКУБУ), с янв. 1920 её пред. Выступал против воен. интервенции, призывал передовые силы мира к защите рев-ции, помощи голодающим. В 1918 вышли в свет его книги «В людях», «Русские сказки», «Ералаш и др. рассказы», «Статьи 1905−1916», написан также ряд новых произведений. В окт. 1921 из-за ухудшения здоровья и по настоянию Ленина Горький выехал лечиться за границу; в 1928 впервые посетил родину и с тех пор ежегодно приезжал в Сов. Союз (кроме 1931), пока в 1933 окончательно не поселился в СССР 1868, 16 (28) марта — A. M. Горький родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провел в доме своего деда Каширина. С II лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем
Максим Горький – русский писатель, прозаик, драматург, родившийся 16 марта 1868 года. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков, имел довольно тяжелую жизнь. Если верить его правдивой биографии, то он воспитывался в простой семье столяра. В основном, жизнь писателя наполнена разнообразными событиями, среди которых имеются и трагические.
Его мать – Варвара Васильевна Каширина, отец – Максим Савватьевич Пешков. Родители официально не состояли в браке, прожили вместе они не долго. Вскоре отец Пешкова умер от холеры. Мать не решилась вернуться жить к родному отцу и вышла в очередной раз замуж, однако прожила она также не долго. Вскоре она умерла от чахотки.
Совсем маленького Алексея усыновил дед Каширин. В своих произведениях, Горький часто рассказывает интересные факты из собственной жизни. Василий Васильевич, под конец своей жизни разорился, однако про учебу внука ни когда не забывал. Алексей увлекался церковными книгами и описаниями о жизни святых. В свои 11 лет, мальчик столкнулся с жестокой реальностью рабочей жизни. В этом мире он остался совершенно один. Параллельно с этим, Алексей обучался писать иконы. Горький, работая в ремесленном училище, начал увлекаться литературой.
Биография Максима Горького известна абсолютно всем. Его жизнь была настолько разнообразной и насыщенной, что некоторые факты про него, могли просто не вписать в его биографию. В свои 16 лет, он предстал перед целым миром довольно смелым и уверенным в себе человеком.
Максим Горький прожил 68 лет, умер 14 июня 1936 года.
Произведения
Мои университеты Челкаш Детство Супруги Орловы Макар Чудра Дело Артамоновых Страсти-мордасти Фома Гордеев На дне Старуха Изергиль Мещане Мать Коновалов Жизнь Клима Самгина Дед Архип и Лёнька Голубая жизнь Васса Железнова В людях Данко Дети солнца Егор Булычев и другие Песня о буревестнике Песня о соколе Дачники
Критические статьи
«Нижегородский текст» в автобиографических повестях М. Горького («Детство», «В людях»)