Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
1 сочинение
Скачать.fb2
Александр Иванович Герцен

«Сорока-воровка»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Трое разговаривают о театре: «славянин», остриженный в кружок, «европеец», «вовсе не стриженный», и стоящий вне партий молодой человек, остриженный под гребёнку (как Герцен), который и предлагает тему для обсуждения: почему в России нет хороших актрис. Что актрис хороших нет, согласны все, но каждый объясняет это согласно своей доктрине: славянин говорит о патриархальной скромности русской женщины, европеец — об эмоциональной неразвитости русских, а для остриженного под гребёнку причины неясны. После того как все успели высказаться, появляется новый персонаж — человек искусства и опровергает теоретические выкладки примером: он видел великую русскую актрису, причём, что удивляет всех, не в Москве или Петербурге, а в маленьком губернском городе. Следует рассказ артиста (его прототип — М. С. Щепкин, которому и посвящена повесть).

Когда-то в молодости (в начале XIX в.) он приехал в город N, надеясь поступить в театр богатого князя Скалинского. Рассказывая о первом спектакле, увиденном в театре Скалинского, артист почти вторит «европейцу», хотя и смещает акценты существенным образом:

«Было что-то натянутое, неестественное в том, как дворовые люди <…> представляли лордов и принцесс». Героиня появляется на сцене во втором спектакле — во французской мелодраме «Сорока-воровка» она играет служанку Анету, несправедливо обвинённую в воровстве, и здесь в игре крепостной актрисы рассказчик видит «ту непонятную гордость, которая развивается на краю унижения». Развратный судья предлагает ей «потерей чести купить свободу». Исполнение, «глубокая ирония лица» героини особенно поражают наблюдателя; он замечает также необычное волнение князя. У пьесы счастливый конец — открывается, что девушка невинна, а воровка — сорока, но актриса в финале играет существо, смертельно измученное.

Зрители не вызывают актрису и возмущают потрясённого и почти влюблённого рассказчика пошлыми замечаниями. За кулисами, куда он бросился сказать ей о своём восхищении, ему объясняют, что её можно видеть только с разрешения князя. На следующее утро рассказчик отправляется за разрешением и в конторе князя встречает, между прочим, артиста, третьего дня игравшего лорда, чуть ли не в смирительной рубашке. Князь любезен с рассказчиком, потому что хочет заполучить его в свою труппу, и объясняет строгость порядков в театре излишней заносчивостью артистов, привыкших на сцене к роли вельмож.

«Анета» встречает товарища по искусству как родного человека и исповедуется перед ним. Рассказчику она кажется «статуей изящного страдания», он почти любуется тем, как она «изящно гибнет».

Помещик, которому она принадлежала от рождения, увидев в ней способности, предоставил все возможности развивать их и обращался как со свободною; он умер скоропостижно, а заранее выписать отпускные для своих артистов не позаботился; их продали с публичного торга князю.

Князь начал домогаться героини, она уклонялась; наконец произошло объяснение (героиня перед тем читала вслух «Коварство и любовь» Шиллера), и оскорблённый князь сказал: «Ты моя крепостная девка, а не актриса». Эти слова так на неё подействовали, что вскоре она была уже в чахотке.

Князь, не прибегая к грубому насилию, мелочно досаждал героине: отнимал лучшие роли и т. п. За два месяца до встречи с рассказчиком её не пустили со двора в лавки и оскорбили, предположив, что она торопится к любовникам. Оскорбление было намеренное: поведение её было безупречно. «Так это для сбережения нашей чести вы запираете нас? Ну, князь, вот вам моя рука, моё честное слово, что ближе году я докажу вам, что меры, вами избранные, недостаточны!»

В этом романе героини, по всей вероятности, первом и последнем, не было любви, а только отчаяние; она ничего почти о нем не рассказала. Она сделалась беременна, больше всего её мучило то, что ребёнок родится крепостным; она надеется только на скорую смерть свою и ребёнка по милости Божией.

Рассказчик уходит в слезах, и, нашедши дома предложение князя поступить к нему в труппу на выгодных условиях, уезжает из города, оставив приглашение без ответа. После он узнает, что «Анета» умерла через два месяца после родов.

Взволнованные слушатели молчат; автор сравнивает их с «прекрасной надгробной группой» героине. «Все так, — сказал, вставая, славянин, — но зачем она не обвенчалась тайно?..»

Разговор троих совершенно разных людей: славянин, европеец и человек вне партии. Общая тема – театр. Возникает вопрос о русских актрисах и их таланте. Все убеждены, что нет хороших актрис в России, но каждый выдвигает свою теорию оправдания: для славянина причина в излишней скромности русской женщины, для европейца – ее эмоциональная недоразвитость, а третий затрудняется объяснить. Внезапно появляется новый персонаж и опровергает выдвигаемые высказывания, приводя в пример великую русскую актрису из губернского города. Следует рассказ артиста.

Однажды еще в молодости он приехал в один город поступать в театр князя Скалинского. Первый спектакль произвел на артиста необычайное впечатление. Он смотрел французскую мелодраму «Сорока-воровка», где играла роль служанки Анеты интересная девушка. Когда зритель решил пойти за кулисы, чтобы отдать актрисе свое восхищение, то узнает, что для этого необходимо разрешение самого князя.

За этим и идет рассказчик на следующее утро к нему. Князь приветлив и любезен с рассказчиком, но подчеркивает строгость порядков в его труппе. Девушку «Анету» он видит в образе «статуи изящного страдания». Оказывается, что актриса ранее принадлежала помещику, который рассмотрев в ней талант, позволил развивать его. Вскоре он умер, а девушку-артистку на публичных торгах продали князю.

Этому князю понравилась «Анета» и он начал ее домогаться. Но девушка ответила отказом, что рассердило господина. После ее выступления на сцене он назвал ее крепостной девкой, а не актрисой, что послужило для девушки возникновением заболевания – чахотки.

Всячески князь пытался насолить артистке. Он отнимал у нее лучшие роли, а за два месяца до разговора с рассказчиком, она была совершенно несправедливо обижена и оскорблена. Намеренное обвинение было связано с попытками «Анеты» встретиться с любовником. Репутация девушки была безупречной, она была чиста и невиновна. Актриса решила доказать князю, что меры предпринятые князем совершенно безосновательны.

В романе героини не было любви. После она забеременела, но молила Бога о смерти для себя и ребенка. Уж сильно она не хотела рожать крепостного малыша. Рассказчик не совладает с чувствами и уходит. А получив приглашение от князя, стать участником труппы на выгодных условиях, уезжает, не оставив ответа. А позже он узнает, что девушка вскоре после родов умерла. Взволнованная происходит картина. Все молчат. А у славянина возникает вопрос к девушке: «Зачем же она не обвенчалась тайно?..»

Сочинения


Анализ повестей Герцена «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов» Скачать.fb2