Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Скачать.fb2
Ромен Гари

«Корни неба»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Cередина 1950-х гг. Роман начинается со встречи отца Тассена, семидесятилетнего члена иезуитского ордена, и Сен-Дени, директора крупного государственного заповедника во Французской Экваториальной Африке. Отец Тассен — учёный, занимающийся в Африке проверкой своих палеонтологических гипотез и имеющий среди миссионеров репутацию человека более занятого наукой о происхождении человека, чем спасением души. Сен-Дени — один из тех любящих Африку колониальных чиновников, который, проработав долгое время администратором в глубинке, очень много сделал для того, чтобы облегчить участь местного населения. Однако долгий жизненный опыт сделал его пессимистом, и он не верит в способность государственных органов предпринять что-либо радикальное для того, чтобы защитить людей и природу от наступления техники. Сен-Дени не любит цивилизацию, он одержим навязчивой идеей спасти чёрных африканцев от материалистического Запада, помочь им сохранить свои племенные традиции и поверья, помешать африканцам пойти по следам европейцев и американцев. Восхищаясь африканскими обрядами, он дружит с местными колдунами, с одним из которых у него даже есть уговор, что тот превратит его после смерти в африканское дерево. Раньше он даже сожалел, что не родился с чёрной кожей, потому что считал африканцев детьми природы. Но теперь он с сожалением констатирует, что те уходят все дальше и дальше от природы, потому что местные революционеры отравляют Африку западными ядами и потому что на лозунгах чёрных освободителей остаются только слова ненависти.

Отец Тассен проделал верхом весьма долгий и нелёгкий для него путь, чтобы выслушать рассказ Сен-Дени о Мореле и обо всем, что с ним связано. Морель и является главным персонажем романа. Романтик и идеалист, он пытается защитить от уничтожения слонов, нещадно истребляемых белыми охотниками из-за бивней и черным местным населением из-за мяса. Морелю когда-то удалось выжить в немецком концлагере благодаря тому, что он и его товарищи думали о гуляющих по бескрайним просторам Африки этих сильных и свободных животных. Он пытается спасти их отчасти из благодарности, но главным образом потому, что связывает со спасением животных также и спасение обновлённого, возрождённого благодаря им человечества. Он мечтает о чем-то вроде исторического заповедника, похожего на заповедники в Африке, где запрещена охота. В этом заповеднике должны быть сохранены для передачи правнукам все духовные ценности человечества.

Главное оружие Мореля — воззвания и манифесты, которые он предлагает подписать всем, кого встречает на своём пути. Желающих подписать обнаруживается не так уж много, но постепенно вокруг Мореля образуется группа сочувствующих ему людей. Некоторые из них искренне разделяют его заботы. Таков в первую очередь датский учёный-натуралист Пер Квист, начавший свою борьбу за сохранение природы ещё почти в начале века. Другой надёжный его союзник, или точнее, союзница — немка Минна. Когда-то в послевоенном Берлине эта красивая девушка подружилась с советским офицером, который за эту дружбу поплатился либо свободой, либо скорее всего жизнью. После чего Минна, утратив интерес к жизни, опустилась на самое ее дно. Борьба за сохранение фауны стала для неё и борьбой за возвращение себе человеческого достоинства. Ещё один из сочувствующих Морелю — бывший американский лётчик Форсайт, который в своё время воевал в Корее и, будучи сбитым, оказался вынужден, чтобы спастись, участвовать в разработанной китайскими и северо-корейскими органами пропаганды операции, целью которой было убедить мировое общественное мнение в том, что американскими войсками применялось бактериологическое оружие. В результате, когда он вернулся из плена, жизнь на родине оказалась для него невозможна. Его с позором выгнали из армии, и он, нелегально покинув США, уехал в Африку и укрылся в Чаде, а там, признав справедливость действий Мореля, стал его союзником.

Среди противников Мореля выделяется в первую очередь некий Орсини, охотник-спортсмен. Стремясь дать более выпуклое представление об этом человеке, Сен-Дени прибегает к аналогии. Он рассказывает об одном американском писателе, который как-то в пьяном виде объяснил ему, что регулярно наведываться в Африку, чтобы застрелить там очередную порцию львов, слонов и носорогов, его заставляет страх перед жизнью, перед смертью, перед неизбежной старостью, перед болезнями, перед импотенцией. Когда страх становился невыносимым, этот писатель старался мысленно отождествлять его с носорогом или слоном, с чем-то, что можно убить. После чего за шесть недель охоты он как бы проходил курс лечения, которое на полгода избавляло его от шизофренического наваждения. Нечто похожее происходило и с Орсини, вся жизнь которого, по словам Сен-Дени, была. долгим бунтом против собственной малозначительности что как раз и заставляло его убивать сильных и красивых животных. Орсини не без отваги мелкой шавки защищал собственное ничтожество от слишком высокого представления о человеке, в котором ему не было места. Он убивал слонов, чтобы справиться с ощущением собственной неполноценности. Являясь естественным антагонистом Мореля, он в пику ему организовывает массовый отстрел слонов и в конце концов погибает позорной смертью, растоптанный слонами.

В определённый момент Морель, видя, что его петиции в защиту животных не помогают, что колониальные чиновники не только не поддерживают его, но и чинят всяческие препятствия, решил начать самостоятельно наказывать наиболее злостных истребителей животных, в большинстве своём богатых плантаторов и торговцев слоновой костью. Он с единомышленниками поджигает их фермы и склады со слоновой костью. К нему примыкает ещё несколько человек: кое-кто из них не в ладах с законом, а кое-кто мечтает освободить Африку от колониального господства. Таков блистательный вождь освободительного движения Вайтари, чернокожий красавец, получивший прекрасное образование в Париже, являвшийся одно время депутатом французского парламента. Он пытается использовать Мореля в своих целях, хотя по существу является таким же антагонистом Мореля, как и Орсини, таким же, как он, врагом африканской природы. Дело в том, что, стыдясь отсталости Африки, он не хочет путём постепенного улучшения условий жизни способствовать ее прогрессу; вдохновляясь примером СССР, является сторонником ускоренной индустриализации континента. Он готов превратить Африку в такой же концлагерь, в какой Сталин превратил Россию, дабы заставить соотечественников отказаться от древних обычаев и заставить их строить дороги, рудники, плотины. И ради этого он готов уничтожить всех африканских слонов. Смеясь в глубине души над идеализмом Мореля, он цинично пользуется им, пытаясь выдать его борьбу за спасение природы за политическую борьбу, а втайне даёт своим юным последователям задание уничтожить наивного француза, чтобы можно было объявить его первым белым, отдавшим жизнь за независимость Африки, и сотворить из него полезную для африканского национализма легенду. Одновременно он со своим отрядом уничтожает стадо слонов, чтобы, продав бивни, купить на вырученные деньги оружие. Немалую роль тут, естественно, играют и личные амбиции Вайтари, связанные с присущим подавляющему большинству политических деятелей комплексом неполноценности.

В конечном счёте получается, что в борьбе с идеалистом Морелем объединились все силы, либо заинтересованные в уничтожении слонов, либо просто безразличные ко всему. В конце романа тех, кто был с Морелем, арестовывают, а сам он уходит в лес. Возможно, он погиб, но автор не оставляет надежды на то, что Морель жив и где-нибудь продолжает борьбу.

Повествование происходит в середине 50-х годов прошлого столетия. В это время встретились, на первый взгляд, два совершенно разных человека. Отец Тассен, является учёным, который занимается проверкой своих гипотез о происхождении человека. А Сен-Дени, директор одного из крупнейших заповедников в Экваториальной Африке.

Сен-Дени из тех людей, которые не принимают блага цивилизации. Он хочет оградить народы Чёрного континента от материализации Запада. Ранее, ему было жалко, что он не родился в этой части Земли. Сен-Дени даже подружился с одним из шаманов, который пообещал ему, что после смерти, превратит в африканское дерево. Но, Сен-Дени видит, что цивилизация, со своими нравственными законами, всё ближе отдаляет народы Африки от первоначальных истоков.

Отец Тассен, проделал долгий путь верхом, чтобы услышать рассказ от Сен-Дени о Мореле, который является главным героем романа. Морель, ярый сторонник борьбы с браконьерами, уничтожающими слонов, ради бивней. В годы войны, он выжил в немецком концлагере благодаря тому, что мечтал, как будет ходить с этими животными по бескрайним просторам африканского континента. Он мечтает о том, что создаст исторический заповедник, где запрещена всякого рода охота.

Морель обладает единственным оружием в своей борьбе. Он призывает прислушаться народ, с помощью воззваний и манифестов. Морель собирает вокруг себя группу таких же сочувствующих животным людей. Одним из них, является датский учёный Пер Квист, который борется за сохранение природы с самого начала века. Второй союзник Мореля - немка Минна. В одно время она познакомилась с русским офицером, который поплатился за их дружбу своей свободой, а может быть и жизнью. Разлука, сильно повлияла на Минну, и она скатилась на самое дно. После этого, она стала борцом за сохранение природы, чтобы возвратить к себе человеческое достоинство. Ещё одним участником группы Мореля, является бывший американский лётчик Форсайт, которого выгнали из армии за то, что тот долгое время был в плену у корейцев и принимал участие в северокорейской пропаганде о применении американцами бактериологического оружия.

Сен-Дени рассказывает отцу Тассену, что самым главным соперником Мореля был охотник Орсини. Он сравнивает последнего с несостоявшимся человеком, который пытаясь показать свою значимость, убивает безвинных животных. Вся жизнь Орсини проходит в постоянном доказательстве того, что он не такой как все. Таким образом, Орсини устраивает массовую охоту на слонов. Жизнь этого горе-охотника прекратилась из-за того, что его растоптали эти самые животные.

Как-то Морель, увидев, что к нему абсолютно не прислушиваются власти страны, сам решил наказывать самых отчаянных браконьеров. Это были богатые плантаторы и торговцы слоновой костью. Он собирает ещё нескольких единомышленников, которые преследуют разные цели. К нему примыкает вождь освободительного движения Вайтари, который, по сути, является полной противоположностью Морелю. Он стремится на примере СССР, создать благополучие Африки, путём индустриализации. В глубине души он смеётся над Морелем, пытаясь подвести того. Он хочет, чтобы Морели поплатился за свою борьбу жизнью, тем самым показать африканскому народу, что белый пролил кровь за свободу. Между делом Вайтари устраивает большую охоту на слонов, чтобы продать бивни и купить на эти деньги оружие для своего отряда.

В конце концов, в борьбе с Морелем, объединяются все силы, которые интересует уничтожение слонов. В конце произведения, тех, кто был с Морелем, арестовывают, а сам он уходит в джунгли.

Скачать.fb2