Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Скачать.fb2
Габриэле Д,Аннунцио

«Наслаждение»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

В декабре 1886 г. граф Андреа Сперелли ждёт в своих покоях возлюбленную. Изысканная обстановка навевает воспоминания — этих вещей касались руки Елены, на эти картины и занавески падал взор Елены, запах этих цветов опьянял Елену. Когда она нагибалась к камину, её фигура напоминала Данаю Корреджо. Прошло два года, и Елена должна снова переступить порог комнаты. Великое прощание состоялось 25 марта 1885 г. Эта дата навеки врезалась в память Андреа. Отчего Елена уехала, зачем отреклась от любви, связавшей их навеки? Теперь она замужем: через несколько месяцев после внезапного отъезда из Рима обвенчалась с английским аристократом.

Андреа слышит шаги по лестнице, шелест платья. Елена выглядит ещё более соблазнительной, чем прежде, и при взгляде на неё юноша чувствует почти физическую боль. Она пришла, чтобы попрощаться. Прошлое не вернётся никогда. Андреа покорно провожает её до кареты, пытается в последний раз окликнуть, но она страдальческим жестом прижимает палец к губам и даёт волю слезам, лишь когда экипаж трогается с места. В роду Сперелли наследственными чертами были светскость, изящество речи, любовь ко всему утончённому. Граф Андреа достойно продолжал фамильную традицию. Одарённый огромной силой чувствительности, он расточал себя, не замечая постепенной убыли способностей и надежд. Пока он был молод, пленительная юность искупала все. Его страстью были женщины и Рим. Получив значительное наследство, он поселился в одном из самых красивых уголков великого города. Начиналась новая полоса в жизни. Донна Елена Мути была создана для него.

Она была невыразимо прекрасна. У неё был такой богатый тембр голоса, что самые банальные фразы приобретали в её устах какое-то скрытое значение. Когда Андреа увидел первый проблеск нежности в её глазах, он с восторгом сказал себе, что его ждёт неизведанное наслаждение. Уже на следующий день они улыбались друг другу, как влюблённые. Вскоре она отдалась ему, и Рим воссиял для них новым светом. Церкви Авентинского холма, благородный сад Святой Марии Приорато, колокольня Святой Марии в Космедине — все знали об их любви. Оба они не ведали меры в расточительности души и тела. Ему нравилось смыкать веки в ожидании поцелуя, и, когда губы её прикасались к нему, он едва сдерживал Крик, А потом сам начинал осыпать её мелкими частыми поцелуями, доводя до полного изнеможения ласками и заставляя сгорать в пламени страсти.

В первые дни после разлуки он так остро чувствовал приступы желания и боли, что, казалось, умрёт от них. Между тем связь с Еленой Мути подняла его в глазах дам на недосягаемую высоту. Всеми женщинами овладела тщеславная жажда обладания. Андреа не устоял перед соблазном. Он переходил от одной любви к другой с неимоверной лёгкостью, и привычка к обману притупила его совесть. Известие о замужестве Елены растравило старую рану: в каждой обнажённой женщине он стремился найти идеальную наготу прежней возлюбленной. Ухаживая за донной Ипполитой Альбонико, граф Сперелли жестоко оскорбил её любовника и на дуэли получил удар шпагой в грудь.

Маркиза д’Аталета увезла двоюродного брата в своё поместье — выздоравливать или умирать. Сперелли выжил. Для него наступил период очищения. Вся суетность, жестокость и ложь его существования куда-то исчезли. Он вновь открывал для себя забытые впечатления Детства, снова предался искусству и начал слагать сонеты. Елена казалась ему теперь далёкой, потерянной, мёртвой. Он был свободен и ощущал желание отдаться более возвышенной, более чистой любви. В начале сентября кузина сказала ему, что скоро к ней приедет погостить подруга. Мария Бандинелли совсем недавно вернулась в Италию вместе с мужем—полномочным министром Гватемалы.

Мария Феррес поразила юношу своей загадочной улыбкой, роскошными пышными волосами и голосом, словно бы сочетавшим два тембра — женский и мужской. Этот волшебный голос напоминал ему кого-то, и, когда Мария стала петь, аккомпанируя себе на рояле, он едва не заплакал. С этого момента им овладела потребность кроткого обожания — он испытывал блаженство при мысли, что дышит тем же воздухом, что и она. Но ревность уже зашевелилась в его сердце: все мысли Марии были заняты дочерью, а ему хотелось целиком обладать ею — не телом её, а душой, которая безраздельно принадлежала маленькой Дельфине.

Мария Феррес осталась верна девичьей привычке ежедневно записывать все радости, огорчения, надежды и порывы минувшего дня. У же через несколько дней после приезда в имение Франчески д’Аталета страницы дневника полностью занял граф Сперелли. Тщетно Мария уговаривала себя не поддаваться нахлынувшему чувству, взывая к благоразумию и мудрости. Даже дочь, всегда приносившая ей исцеление, оказалась бессильна — Мария любила впервые в жизни. Восприятие её обострилось настолько, что Она проникла в тайну подруги — Франческа, была безнадёжно влюблёна в своего кузена. Третьего октября произошло неизбежное — Андреа вырвал у Марии признание. Но перед отъездом она вернула ему томик Шелли, подчеркнув ногтем две строчки: «Забудь меня, ибо мне никогда не стать твоей!»

Вскоре и Андреа покинул имение сестры. Друзья сразу же вовлекли его в омут светской жизни. Встретив на рауте одну из былых любовниц, он одним прыжком погрузился в пучину наслаждения. В канун Нового года он столкнулся на улице с Еленой Мути. Первым движением его души было воссоединиться с ней — вновь покорить её. Затем пробудились сомнения, и он проникся уверенностью, что прежнее чудо не воскреснет. Но когда Елена пришла к нему, чтобы бросить жестокое «прощай», он вдруг почувствовал неистовую жажду сокрушить этот идол.

Сперелли знакомится с мужем Елены. Лорд Хисфилд внушает ему ненависть и отвращение — тем сильнее желает он овладеть прекрасной женщиной, чтобы пресытиться ею и навсегда освободиться от неё, ведь всеми его помыслами владеет теперь Мария. Он пускает в ход самые изощрённые уловки с целью завоевать новую возлюбленную и вернуть прежнюю. Ему даровано редчайшее, великое женское чувство — истинная страсть. Сознавая это, он становится палачом самого себя и бедного создания. Они гуляют с Марией по Риму. На террасе виллы Медичи колонны испещрены надписями влюблённых, и Мария узнает руку Андреа — два года назад он посвятил стихотворение Гете Елене Мути.

Лорд Хисфилд показывает Андреа богатейшее собрание развратных книг и похабных рисунков. Англичанин знает, какое действие они оказывают на мужчин, и с насмешливой улыбкой следит за бывшим возлюбленным жены. Когда Андреа совершенно теряет голову, Елена презрительно отсылает его прочь. Оскорблённый до глубины души, он бросается прочь и встречает своего доброго ангела — Марию. Они посещают могилу любимого поэта Перси Шелли и в первый раз целуются. Мария настолько потрясена, что хочет умереть. И лучше бы она тогда умерла.

Становится известно, что полномочный министр Гватемалы оказался шулером и сбежал. Мария опозорена и разорена. Ей нужно уезжать к матери, в Сиену. Она приходит к Андреа, чтобы подарить ему первую и последнюю ночь любви. Юноша набрасывается на неё со всем безумием страсти. Внезапно она вырывается из его объятий, услышав уже знакомое ей имя. Рыдающий Андреа пытается что-то объяснить, кричит и умоляет — ответом ему служит стук захлопнувшейся двери. Двадцатого июня он приходит на распродажу имущества полномочного министра Гватемалы и, задыхаясь от отчаяния, бродит по опустевшим комнатам.

1886 год. Граф Андреа Сперелли ждёт возлюбленную. Все вещи, которых касалась Елена напоминают о ней. Прошло два года, с тех пор, как они попрощались. Почему уехала, отреклась от любви? Она теперь замужем за английским аристократом. Андреа слышит шаги, шелест платья. Елена ещё более соблазнительна. Она пришла попрощаться. Прошлое не вернётся.

Страстью Андреа стали женщины и Рим. Он поселился, получив наследство, в красивейшем уголке великого города. Елена Мути создана для него. Это новая полоса в жизни. Рим засиял новым светом только для них.

После разлуки он словно умер. Но и другие женщины испытывали тщеславную жажду обладания богатым и красивым графом. Андреа перед соблазном не устоял, с лёгкостью переходил от одной любви к другой, привык к обману. Ухаживая за Ипполитой Альбонико, граф оскорбил её любовника. На дуэли был ранен шпагой в грудь. Кузина маркиза д’Аталета увезла его в своё поместье - или умирать, или поправиться. Сперелли выжил. И наступил период очищения. Суетность и ложь исчезли. Он предался искусству, стал писать сонеты. Теперь Елена казалась ему далёкой, потерянной. Он был свободен для возвышенной чистой любви. Кузина объявила, что приезжает в гости Мария – подруга недавно вернулась в Италию с мужем, полномочным министром Гватемалы.

Мария поразила загадочной улыбкой, роскошными волосами и голосом, словно вобравшим два тембра, женский и мужской. Андреа владела потребность обожания. Ревность, однако, шевелилась в сердце: мысли Марии заняты дочерью, ему же хотелось обладать не телом её, а душой безраздельно.

Мария Феррес вела дневник и вскоре его страницы почти полностью занял граф Сперелли. Мария тщетно уговаривала себя не поддаваться чувству, взывала к благоразумию. Вскоре Андреа вырвал у Марии признание. Однако, уезжая, она в томике Шелли подчеркнула строчку: «Забудь меня, мне никогда не быть твоей!».

Андреа снова в Риме. Перед Новым годом он столкнулся с Еленой. Первое движение – воссоединиться, вновь покорить её. Но чудо не воскреснет. Когда Елена пришла, чтобы бросить жестокое «прощай», он почувствовал желание сокрушить этот идол. Сперелли познакомился с ее мужем лордом Хисфилдом, вызвавшем у него ненависть, отвращение. Он хочет освободиться от наваждения по имени Елена, ведь его помыслами владеет Мария. Они гуляют по Риму. На колонне виллы Медичи Мария узнает почерк Андреа: он посвятил стихи Елене Мути.

Лорд Хисфилд знакомит Андреа с собранием непристойных книг. Андреа теряет голову, но Елена презрительно гонит его прочь. Оскорблённый, он бежит из их дома и встречает доброго ангела Марию. Они идут на могилу Шелли, где впервые целуются. Мария н потрясена, готова умереть.

Вдруг становится известно, что министр Гватемалы - шулер. Мария опозорена. Ей нужно ехать в Сиену, к матери. Она приходит к Андреа, желая подарить ему первую и последнюю ночь любви. Граф бросается к ней со страстью. Вдруг она отталкивает его. Она услышала имя Елены.

Рыдающий Андреахочет объяснить, умоляет, но в ответ стук двери. Он приходит на распродажу имущества министра Гватемалы, в отчаянии бродит пустыми комнатами.

Скачать.fb2