Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут

«Девгениево деяние»

Краткое содержание

Произведение, в основе которого лежит византийский богатырский эпос, начинается с рассказа о том, как аравийский царь Амир похищает себе в жёны прекрасную девицу царского рода из «Греческой земли». Её братья, узнав о похищении, бросаются в погоню за Амиром в Сарацинскую землю, намереваясь убить его. Когда же братья добираются до шатра Амира, он говорит им, что тело их сестры находится на горе, где зарублено множество женщин и прекрасных девиц, потому что она отказалась исполнить его волю. Однако Амир обманывает их, и тогда братьям приходится кинуть жребий — кому выходить с ним на поединок. Когда противники готовятся к бою, на стороне Амира царит тьма, а на стороне младшего из братьев, которому трижды выпадает жребий вести бой, — светло, будто от сиянья солнца.

И когда младший брат побеждает аравийского царя и приволакивает его за волосы к братьям, Амир молит о пощаде и обещает креститься ради любви к прекрасной девушке и стать им зятем. Он рассказывает, где искать пленницу, и, только убедившись, что Дмир обращался с ней почтительно и что он тотчас готов отречься от своей сарацинской (т. е. мусульманской) веры, братья сменяют гнев на милость.

Хитростью, не говоря о своих истинных намерениях, Амир собирает богатые дары и отправляется в «Греческую землю».

При большом скоплении народа, которое даже смущает Амира, его крестят в реке Евфрат, причём свершает обряд сам патриарх, а крёстным отцом ему становится царь того города.

Вскоре мать Амира узнаёт, что её сын отрёкся от веры из-за любви к девушке; она отдаёт приказ вернуть его из «Греческой земли» вместе с новой женой, но девице снится вещий сон, благодаря которому заговор разоблачается, а троих сарацин, приехавших за Амиром, также обращают в христианство и оставляют жить в «Греческой земле».

После этих событий у царя Амира и его жены рождается сын Девгений.

Уже в двенадцать лет Девгений Акрит (Акритами называли пограничников, охранявших рубежи Византии) играет мечом, в тринадцать — копьём, а в четырнадцать хочет одолеть всех зверей. При этом он благочестив и считает, что сила, удача и веселие его — от Бога («надеюсь я на Бога-творца, что будет мне охота не труд, а великая утеха»). Первые подвиги Девгения — на охоте: он легко побеждает разных зверей — так сдавливает локтями медведицу, что она издыхает, отрывает голову медведю, разрывает лося, рассекает льва и, в конце концов, отрубает три головы огромному змею. Из этого всего автор делает вывод: «…не простой это человек, а самим Богом создан».

Другая редакция «Девгениева деяния» повествует затем о победе Девгения над храбрым Филипапой и над девой Максимьяной, замыслившими взять его в плен, «как зайца в сети». Филипапа рассказывает Девгению о том, что на свете есть ещё человек сильнее Девгения — Стратиг, чья дочь, «преславная Стратиговна», превосходит всех красотой, а кроме того, имеет мужскую дерзость и храбрость. Мудрый Девгений узнаёт из некоей книги свою судьбу: если он женится на Максимьяне, то проживёт шестнадцать лет, а если на девице Стратиговне, то тридцать шесть лет. Поручив Филипапу и Максимьяну отцу и матери и благословившись у них, Девгений едет на «завоевание» невесты. Он прибывает на двор Стратига, которого в этот момент там нет, и начинает «осаду». Девгений наряжается в дорогие одежды, распевает песни, аккомпанируя себе на гуслях, и «во всём ему была Божья помощь».

Стратиговна с первого взгляда влюбляется в Девгения, который, не откладывая дела в долгий ящик, спрашивает Стратиговну, хочет она быть его женой или же полонянкой?

Представления о чести значат для Девгения очень много, поэтому он объясняет Стратиговне, что не хочет уподобляться вору и тайно уводить её — Стратиговна должна рассказать отцу, что её похитили.

Когда Стратиг возвращается, Девгений вновь приезжает в его двор, разбивает ворота и три часа ждёт Стратига, вызывая его с сыновьями, но Стратиг не верит, что кто-то может осмелиться так себя вести на его дворе. Девгению все-таки приходится похищать Стратиговну, и, посадив её на своего коня, с песнями и славя Бога, он выезжает со двора. Но погони нет, тогда Девгений опять возвращается к дому Стратига («Покрою я себя великим позором, если не будет за мной погони») и начинает там бесчинствовать. Наконец Стратиг понимает, что Девгений действительно нанёс бесчестие его дому, и начинает сзывать своих могучих сыновей и собирать воинов. Пока Стратиг занимается военными приготовлениями, Девгений спит, а Стратиговна стережёт его сон.

Наконец Стратиг собирает войско, и оно приближается к Девгению. Стратиговна будит его, и они договариваются, что Девгений не будет убивать своих будущих родственников. «Как сильный сокол» ударяет Девгений «в середину войска и, как хороший косец траву косит: раз проскакал — убил семь тысяч, назад возвратился — убил двадцать тысяч». Нагоняет он и Стратига, ударяет слегка его по шлему, и Стратиг молит о пощаде, говоря, что желает им со Стратиговной счастья. Девгений берёт их в плен, при этом сыновей Стратига он связывает, а самого Стратига не связывает.

Стратиг с сыновьями молят Девгения отпустить их на свободу, к их просьбам присоединяется и Стратиговна. Девгений соглашается, но сначала хочет поставить на них своё клеймо, однако Стратиговне удаётся отговорить его. В память о поражении Девгений берёт со Стратига и его сыновей бесценные золотые вещи — крест прадеда и пряжки с жемчугом и драгоценными камнями, а после приглашает на свадьбу. Договариваются они на том, что сначала три месяца свадьбу будут играть у Стратига, а потом три месяца у Девгения. Автор надолго останавливается на описании свадебных подарков, а после делает вывод, что Девгений — пример для всех христиан.

Другой подвиг Девгения Акрита — победа над царём Василием, который «сторожил <…> всю страну Каппадокийскую». Царь Василий, прослышав о храбрости Девгения, в ярости решает пленить его. Василий посылает Девгению лживую грамоту, где приглашает его к себе, чтобы подивиться на его удаль. Василий и Девгений обмениваются письмами и послами, при этом каппадокийский царь от льстивых слов всё больше переходит к угрозам, а Девгений, раскрывая его чёрные замыслы, призывает Василия прийти с малым войском к реке Евфрат. Через своего посла Девгений передаёт заносчивому владыке: «Скажи царю своему: если ты надеешься на свою силу, то я уповаю на Бога-создателя. И не может сравниться сила твоя с могуществом Божьим».

Читая слова Девгения и слушая посла, Василий все больше приходит в ярость, собирает войско и выступает навстречу Девгению, но, не видя его войска, начинает бояться: «Узнал что-то о нас Девгений и задумал, либо же сам хочет прийти с большим войском». Девгений один противостоит силам царя, и тот, послушавши бояр («Чего же стоит власть твоя, царь, если ты одного воина испугался, ведь не видно с ним войск»), решает сразиться с Девгением. Девгений побеждает войско противника, и царь с горсткой воинов обращается в бегство. Девгений нагоняет их, берёт в плен, а затем занимает город. Девгений царствует в городе Василия, а пленных отпускает согласно словам Писания: «Не может быть раб больше господина своего, а сын больше отца своего». Вскоре Девгений сажает на престол отца, говоря, что те двенадцать лет жизни, которые остались ему, он хочет прожить спокойно.