Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
9 сочинений
Скачать.fb2
Андрей Георгиевич Битов

«Пушкинский дом»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Жизнь Левы Одоевцева, потомка князей Одоевцевых, протекает без особенных потрясений. Нить его жизни мерно струится из чьих-то божественных рук. Он ощущает себя скорее однофамильцем, чем потомком своих славных предков. Дед Левы был арестован и провёл свою жизнь в лагерях и ссылках. В младенчестве Лева, зачатый в роковом 1937 г., тоже переместился вместе с родителями в сторону «глубины сибирских руд»; впрочем, все обошлось благополучно, и после войны семья вернулась в Ленинград.

Левин папа возглавляет в университете кафедру, на которой когда-то блистал дед. Лева растёт в академической среде и с детства мечтает стать учёным — «как отец, но покрупнее». Окончив школу, Лева поступает на филологический факультет.

В квартиру Одоевцевых после десяти лет отсутствия возвращается из заключения прежний сосед Дмитрий Иванович Ювашов, которого все называют дядя Диккенс, человек «ясный, ядовитый, ничего не ждущий и свободный». Все в нем кажется Леве привлекательным: его брезгливость, суховатость, резкость, блатной аристократизм, трезвость отношения к миру. Лева часто заходит к дяде Диккенсу, и даже книги, которые он берет у соседа, становятся восполнением детства.

Вскоре после появления дяди Диккенса семье Одоевцевых позволяют вспомнить о деде. Лева впервые узнает, что дед жив, рассматривает на фотографиях его красивое молодое лицо — из тех, что «уязвляют безусловным отличием от нас и неоспоримой принадлежностью человеку». Наконец приходит известие, что дед возвращается из ссылки, и отец едет встречать его в Москву. На следующий день отец возвращается один, бледный и потерянный. От малознакомых людей Лева постепенно узнает, что в юности отец отказался от своего отца, а потом и вовсе критиковал его работы, чтобы получить «тёпленькую» кафедру. Вернувшись из ссылки, дед не захотел видеть своего сына.

Лева отрабатывает для себя «гипотезу деда». Он начинает читать дедовы работы по лингвистике и даже надеется отчасти использовать дедову систему для курсовой работы. Таким образом, он извлекает некоторую пользу из семейной драмы и лелеет в своём воображении красивое словосочетание: дед и внук…

Деду дают квартиру в новом доме на окраине, и Лева идёт к нему «с новеньким бьющимся сердцем». Но вместо того человека, которого он создал в своём воображении, Леву встречает инвалид с красным, задубевшим лицом, которое поражает своей неодухотворенностью. Дед пьёт с друзьями, растерянный Лева присоединяется к компании. Старший Одоевцев не считает, что его посадили незаслуженно. Он всегда был серьёзен и не принадлежит к тем ничтожным людям, которых сначала незаслуженно посадили, а теперь заслуженно выпустили. Его оскорбляет реабилитация, он считает, что «все это» началось тогда, когда интеллигент впервые вступил в дверях в разговор с хамом, вместо того чтобы гнать его в шею.

Дед сразу замечает главную черту своего внука: Лева видит из мира лишь то, что подходит его преждевременному объяснению; необъяснённый мир приводит его в панику, которую Лева принимает за душевное страдание, свойственное только чувствующему человеку. Когда опьяневший Лева пытается обвинить в чем-то своего отца, дед в ярости выгоняет внука — за «предательство в семени».

Лева Одоевцев с детства перестал отмечать про себя внешний мир, то есть усвоил единственный способ, позволивший многим русским аристократам выжить в двадцатом веке. Окончив филфак, Лева поступает в аспирантуру, а потом начинает работать в знаменитом Пушкинском доме Академии наук. Ещё в аспирантуре он пишет талантливую статью «Три пророка», которая поражает всех внутренней свободой и летящим, взмывающим слогом. У Левы появляется определённая репутация, ровный огонь которой он незаметно поддерживает. Он занимается только незапятнанной стариной и таким образом приобретает доверие в либеральной среде, не становясь диссидентом. Только однажды он оказывается в тяжёлой ситуации. Левин близкий друг «что-то не то» написал, подписал или сказал, и теперь предстоит разбирательство, во время которого Лева не сможет отмолчаться. Но тут вмешивается стечение всех мыслимых обстоятельств: Лева заболевает гриппом, уходит в отпуск, срочно отзывается в Москву, выигрывает в лотерею заграничную поездку, у него умирает дед, к нему возвращается старинная любовь… К Левиному возвращению друга уже нет в институте, и это несколько портит Левину репутацию. Впрочем, вскоре Лева обнаруживает, что репутация в незавышенном виде даже более удобна, спокойна и безопасна.

У Левы есть три подруги. Одна из них, Альбина, умная и тонкая женщина Левиного круга и воспитания, любит его, бросает ради него мужа — но остаётся нелюбимой и нежеланной, несмотря на повторяющиеся встречи. Другая, Любаша, проста и незамысловата, и отношениям с ней Лева не придаёт значения. Он любит только Фаину, с которой его в день окончания школы познакомил одноклассник Митишатьев. На следующий день после знакомства Лева приглашает Фаину в ресторан, с трепетом решается взять за руку и неудержимо целует в парадном.

Фаина старше и опытнее Левы. Они продолжают встречаться. Леве постоянно приходится выгадывать деньги на рестораны и многочисленные дамские мелочи, часто занимать у дяди Диккенса, тайно продавать книги. Он ревнует Фаину, уличает в неверности, но не в силах с ней расстаться. Во время одной вечеринки Лева обнаруживает, что Фаина и Митишатьев незаметно исчезли из комнаты и дверь в ванную заперта. Остолбенев, он ожидает Фаину, машинально щёлкая замком её сумочки. Заглянув наконец в сумочку, Лева обнаруживает там кольцо, которое, по словам Фаины, дорого стоит. Думая о том, что у него нет денег, Лева кладёт кольцо в карман.

Когда Фаина обнаруживает пропажу, Лева не признается в содеянном и обещает купить другое кольцо, надеясь выручить деньги за украденное. Но оказывается, что Фаинино кольцо слишком дешёвое. Тогда Лева просто возвращает кольцо, уверяя, что купил его с рук за бесценок. Фаина не может возразить и вынуждена принять подарок. Лева леденеет от неизвестного ему удовлетворения. После этой истории наступает самый продолжительный и мирный период в их отношениях, после которого они все-таки расстаются.

В ноябрьские праздники 196… года Лева оставлен дежурить в здании института. К нему приходит давний друг-враг и коллега Митишатьев. Лева понимает, что воздействие на него Митишатьева сродни воздействию Фаины: оба они питаются Левой, получают удовольствие, унижая его. Митишатьев рассуждает о евреях, которые «портят наших женщин». Лева легко опровергает заявление Митишатьева о неталантливости евреев, приводя довод о том, что Пушкин был семитом. Митишатьев говорит, что собирается духовно задавить Леву, а потом перевернуть весь мир: «Я ощущаю в себе силы. Были „Христос — Магомет — Наполеон“, — а теперь я. Все созрело, и мир созрел, нужен только человек, который ощущает в себе силы».

Митишатьев приводит своего дипломника Готтиха, предупреждая Леву, что тот — стукач. Барон фон Готтих пишет в патриотические газеты стихи о мартенах или матренах, что даёт Митишатьеву повод поиздеваться над осколками-аристократами. Чтобы скрасить Леве предполагаемое одиночество, не зная о его гостях, приходит Исайя Борисович Бланк. Это сотрудник института на пенсии, один из благороднейших людей, которых Леве приходилось встречать в жизни. Бланк не только чрезвычайно опрятен внешне — он не может говорить о людях плохо.

Бланк, Митишатьев, Готтих и Лева пьют вместе. Они говорят о погоде, о свободе, о поэзии, о прогрессе, об евреях, о народе, о пьянстве, о способах очистки водки, о кооперативных квартирах, о Боге, о бабах, о неграх, о валюте, об общественной природе человека и о том, что деться некуда… Спорят о том, любила ли Наталья Николаевна Пушкина. Приходят какие-то девушки Наташи. Митишатьев излагает Леве свою жизненную философию, в том числе и «Правило правой руки Митишатьева»: «Если человек кажется дерьмом, то он и есть дерьмо». Время от времени Лева ощущает пьяные провалы памяти. В один из таких провалов Митишатьев оскорбляет Бланка, а потом уверяет, что Лева при этом улыбался и кивал.

Митишатьев говорит о том, что не может жить на земле, пока есть Лева. Он оскорбляет и Фаину, и этого Лева уже не выдерживает. Они с Митишатьевым дерутся, и Митишатьев разбивает посмертную маску Пушкина. Это оказывается последней каплей — Лева вызывает его на дуэль на музейных пистолетах. Звучит выстрел — Лева падает. Митишатьев уходит, прихватив с собой чернильницу Григоровича. Придя в себя, Лева с ужасом обнаруживает, какой разгром учинён в музейном помещении. Но оказывается, что с помощью Альбины, работающей в этом же институте, и дяди Диккенса все очень быстро приводится в порядок.

Чернильницу Григоровича находят под окном, ещё одну копию маски Пушкина приносят из подвала. На следующий день Лева обнаруживает, что ни один человек в институте не обращает внимания на свежие следы уборки и ремонта. Заместитель директора вызывает его только для того, чтобы поручить сопровождать по Ленинграду американского писателя.

Лева водит американца по Ленинграду, показывает ему памятники и рассказывает о русской литературе. И все это — русская литература, Петербург (Ленинград), Россия — Пушкинский дом без его курчавого постояльца.

Оставшись в одиночестве, Лева стоит над Невой на фоне Медного всадника, и ему кажется, что, описав мёртвую петлю опыта, захватив длинным и тяжёлым неводом много пустой воды, он вернулся в исходную точку. Вот он и стоит в этой точке и чувствует, что устал.

Лева Одоевцев – потомок князей Одоевцевых. Живет он без особых потрясений. Сдается, жизнь его мерно струится их чьих-то божественных рук. Его не покидает ощущение, что он – однофамилец, а не потомок своих предков. Жизнь свою его дед, будучи арестованным, провел в лагерях.

Левин папа, отказавшись в свое время от своего отца и критикуя его, стал во главе кафедры, на которой ранее блистал Левин дед. После школы Лева поступил на филологический факультет, мечтая стать ученым, «как отец, но крупнее»

Сосед Одоевцевых, Дмитрий Иванович Ювашов (все называли его дядя Диккенс), после десятилетнего заключения возвращается в квартиру. Лева к нему часто заходит, общается, берет книги.

Вскоре семье Одоевцевых становится дозволенным вспоминать о деде. Лева узнает, что он жив. После вести, что дед возвращается, отец поехал в Москву его встречать, но тот отказался видеться с сыном, предавшем отца.

Лева изучает дедовы работы, надеется использовать их для курсовой работы, тем самым извлекая какую-то выгоду из семейных неурядиц.

Лева идет в гости к деду, получившему квартиру на окраине. Но вид деда, которого он увидел, немного не совпадал с тем образом, который рисовал себе внук, он пьет с друзьями. Лева, невольно, присоединяется к ним. Опытным глазом дед сразу распознает главные черты внука. Когда Лева, опьянев, попытался осудить своего отца, дед его выгнал – «за предательство в семени».

По окончанию филфака, Лева поступает в аспирантуру, после чего начинает работу в знаменитом Пушкинском доме Академии наук. Появившуюся определенную репутацию, старается поддерживать, занимаясь лишь незапятнанной стариной, тем самым приобретая доверие в либеральной среде. Была лишь одна тяжелая ситуация, коснувшаяся его близкого друга, при разбирательствах которой Лева не сможет молчать. Но в силу стечений многих обстоятельств Лева понимает, что теперь его репутация теперь в не завышенном виде, что гораздо удобней, безопасней и спокойней.

У Левы было три подруги. Альбина – любила его, но была нежеланна и нелюбима им, хотя их встречи все же повторялись. Любаша – незамысловатая, ничего практически не значащая для Левы. С Фаиной его познакомил одноклассник Метишатьев, она была той, которую Лева любил.

Лева был младше и менее опытным, чем Фаина. Он ревнует ее, но расстаться не может. Для встреч с ней ему приходилось тратить много денег. Однажды, нервно ожидая Фаину, закрывшуюся с Метишатьевым в ванной, он украл в ее сумочке кольцо, думая, что оно дорого стоит. Пообещав купить ей новое, узнал о дешевизне старого, и его пришлось вернуть Фаине, немного приврав о его приобретении. Вскоре они расстались.

Как-то, к дежурившему в здании института Леве, зашел коллега Митишатьев – его друг и враг. Лева, понимает, что они Фаиной, унижая его, получают удовольствие. Митишатьев говорит, что хочет духовно подавить Леву. Он приводит к нему своего дипломника Готтиха (стукача), а к Леве в это время пришел Иссайя Борисович Бланк – сотрудник на пенсии. Все вместе пили, говорили… Далее между Левой и Митишатьевым разгорается спор, далее драка, в которой Митишатьев разбивает посмертную маску Пушкина. Это стало причиной дуэли между ними на музейных пистолетах. Лева упал, а Митишатьев, уходя, забрал чернильницу Григоровича. Лева с ужасом смотрит на разгром в музейном помещении, но с Альбиной и Диккенсом все приводит в порядок.

Чернильницу нашли под окном, копию маски Пушкина принесли из подвала. Директор, ничего не заметив, поручает Леве сопровождать американского писателя по городу. Лева рассказывал писателю о России – Пушкинском доме. А после, оставшись в одиночестве, он почувствовал что устал.

Сочинения


Ироническая характеристика жанра “Пушкинского дома” как романа-музея Интерпретация Владимира Новикова «Пушкинский дом» (1964-1971) А. Битова Нельзя дважды войти в один и тот же роман («Пушкинский дом» Битова) Сочинение по роману "Пушкинский дом" А Битова Образ главного героя в повести А. Битова «Пушкинский дом» (1964-1971) Элементы постмодернистических тенденций в романе Битова «Пушкинский дом» Образ главного героя романа А.Битова "Пушкинский дом" Ретроспективный характер первого раздела романа Битова Скачать.fb2