Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Ашвагхоша

«Жизнь Будды»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Поэма в 28 песнях, от санскритского оригинала которой сохранились лишь первые тринадцать с половиной, а остальные дошли в тибетском и китайском переложениях.

У царя Шуддходаны из рода шакьев, живущего в городе Капилавасту в предгорье Гималаев, рождается сын Сиддхартха. Рождение его необыкновенно: дабы не доставлять мучения своей матери Майе, он появляется из её правого бока, и тело его украшено счастливыми знаками, по которым мудрецы предсказывают, что он станет спасителем мира и учредителем нового закона жизни и смерти. Безмятежно, в ничем не омрачённом благополучии, протекают в царском дворце детство и юность Сиддхартхи. В положенное время он женится на красавице Яшодхаре, от которой имеет любимого сына Рахулу. Но однажды Сиддхартха выезжает из дворца на колеснице и встречает сначала дряхлого старика, затем раздутого от водянки больного и, наконец, мертвеца, которого несут на кладбище. Зрелище смерти и страданий переворачивает все мировосприятие царевича. Окружающая его красота кажется ему безобразием, власть, сила, богатство представляются тленом. Он задумывается над смыслом жизни, и поиск конечной истины существования становится его единственной целью. Сиддхартха покидает Капилавасту и отправляется в долгое странствование. Он встречается с брахманами, излагающими ему свою веру и учения; шесть лет проводит в лесу с подвижниками, изнуряющими себя аскезой; царь Магадхи Бимбисара предлагает ему своё царство, чтобы он смог воплотить на земле идеал справедливости, — но ни традиционные мудрствования, ни умерщвление плоти, ни безграничная власть не кажутся ему способными разрешить загадку бессмысленности жизни. В окрестностях города Гайя под деревом Бодхи Сиддхартха погружается в глубокое размышление. Демон-искуситель Мара безуспешно пытается смутить его плотскими искушениями, воинство Мары швыряет в него камни, копья, дротики, стрелы, но Сиддхартха даже не замечает их, оставаясь недвижным и бесстрастным в своём созерцании. И здесь, под деревом Бодхи, на него нисходит просветление: из Бодхисаттвы, человека, которому суждено быть Буддой, он становится таковым — Буддой, или Пробуждённым, Просветлённым.

Будда направляется в Бенарес и там произносит свою первую проповедь, в которой учит, что есть страдание, есть причина страдания — жизнь и есть путь к прекращению страдания — отказ от хотения, избавление от желаний и страстей, освобождение от мирских уз — путь отрешённости и духовного равновесия. Странствуя по городам и весям Индии, Будда вновь и вновь повторяет это учение, привлекая к себе множество учеников, объединяя тысячи людей в своей общине. Враг Будды Девадатта пытается его погубить: он сбрасывает на него с горы огромный камень, но тот раскалывается и не касается его тела; натравливает на него дикого разъярённого слона, но тот смиренно и преданно припадает к стопам Будды. Будда поднимается на небо и обращает в свою веру даже богов, а затем, завершив свою миссию, устанавливает предел своей жизни — три месяца. Он приходит в город Кушинагару на крайнем севере Индии, произносит там своё последнее наставление и, навсегда прерывая для себя бесконечную цепь рождений и смертей, погружается в нирвану — состояние полного покоя, бестелесного созерцательно бытия. Кости Будды, оставшиеся после погребального костра, его ученики делят на восемь частей. Семь уносят цари, явившиеся из дальних пределов земли, а восьмая в золотом кувшине вечно хранится в Кушинагаре в воздвигнутом в честь Будды храме.

По правилам русского языка, слово «Будда», написанное с заглавной буквы означает историческую личность - наследника рода Шакьев, Сиддхартху Гаутаму.

О биографии Сиддхартхи известно только по изложениям его последователей. Изложения изначально передавались устно, но позже были записаны тексты «Буддхачарита», «Лалитавистара», «Махавасту» и «Абхинишкрамана сутра».

Так как первые тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыреста лет после его смерти, современным ученым не хватает материала для точной научной реконструкции жизни Гаутамы.

Дополнительно реконструкции автобиографии мешает тот факт, что произведения индийцев не освещают хронологию событий, больше фокусируясь на различных философских нюансах.

Путь к просветлению Шакьямуни начался еще в его предшествующих жизнях после встречи брахмана Сумедха с буддой Дипанкара. Окончив жизнь, Сумедхи рождался в разных телах (как человеческих, так и звериных), таким образом, совершенствуя свою мудрость и милосердие.

Последний раз он родился среди богов, благодаря чему он смог выбрать наиболее благоприятное место для своего последнего перерождения на планете. Чтобы люди больше ему доверяли его будущим поучениям, он выбрал семью царя Шакьев.

Традиционная биография говорит, что отцом будущего Верховного Будды был раджа Шуддходана, а матерью Сиддхартхи - царица Маха Майя.

Зачав сына, Маха, по традиции Шакьев чтобы родить ребенка направилась к своим родителям, но не дошла и родила ребенка в роще Лумбини. Едва появившись на свет, ребенок сразу встал на ноги и назвал себя существом, намного превосходящим не только людей, но и богов. Мать Будды по информации многочисленных источников умирает через несколько дней после его появления на свет.

Отец Сиддхартхи очень хотел, чтобы его сын стал великим правителем и старался огородить мальчика от влияния различных религиозных учений. Кроме этого для царевича было построено три дворца.

В шестнадцать лет Сиддхартха берет в жены принцессу Яшодхару, а через пару лет у них рождается ребенок.

В 29 лет Будда покидает дворец и отправляется в странствие с целью найти просветление и избавиться от страданий. На своем пути он встречает брахманов, которые поясняют ему свое учение и вместе с ними он проводит около шести лет, изнуряя себя голодовками и аскезой. Почти умирая, он понимает, что путь аскета не ведет к просветлению и садится под финиковым деревом для медитации.

Просидев 49 дней в медитации, в 35 лет, в день своего рождения Будда Гаутаме достигает просвещения.

В возрасте 80 лет Будда заявляет своим последователям, что он достиг конечной стадии бессмертия, после чего съев свою последнюю пищу умирает.