Биография
Биография писателя
Произведения
2 произведения
Сочинения
2 сочинения
Советская литература

Георгий Викторович Адамович


Г. В. Адамович родился в Москве. Его отец, поляк по происхождению, служил уездным воинским начальником, затем — генерал-майором. Учился Адамович во 2-й Московской гимназии, затем в 1-й Петербургской. В 1910 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1914—1915 годах Адамович познакомился с поэтами-акмеистами, а в 1916—1917 годах стал одним из руководителей второго «Цеха поэтов». В 1916 г. вышел первый поэтический сборник Адамовича «Облака», отмеченный легко узнаваемыми к тому времени чертами акмеистической поэтики. Детально прописанный пейзаж, по преимуществу зимний и осенний, интерьер служат фоном, который оттеняет душевное состояние лирического героя. Критики отмечали «особенную зоркость к обыденной жизни», свойственную поэту. Однако «зрительные образы» не являются для Адамовича самоцелью, для него важнее поиск эмоционально-напряженного содержания. Предельный лиризм — природное свойство таланта Адамовича. На эту особенность его поэтического дарования обратил внимание Н. С. Гумилев, рецензируя первый сборник поэта. «…Он не любит холодного великолепия эпических образов, — замечал критик, — он ищет лирического к ним отношения и для этого стремится увидеть их просветленными страданием… Этот звук дребезжащей струны лучшее, что есть в стихах Адамовича, и самое самостоятельное». Лирика поэта стремится к классической завершенности формы, но в ней, элегичной по своему характеру, всегда остается момент недосказанности и намеренной открытости.

Критики относили Адамовича к «лирикам строго субъективным и своей субъективностью ограниченным». Коллизии общественной жизни как бы не затрагивают поэта: погруженный в круг литературных и мифологических реминисценций, он словно отстранен от тревог мира, хотя живет ими. Поэт знает невыдуманную душевную боль, и его поэзии близки «муки совести» И. Ф. Анненского.

После революции Адамович участвовал в деятельности третьего «Цеха поэтов», активно сотрудничал как критик в его альманахах, в газете «Жизнь искусства», переводил Ш. Бодлера, Ж. М. Эредиа. В 1922 г. вышел сборник Адамовича «Чистилище», написанный в форме своеобразного лирического дневника. В его стихах усиливаются рефлексия и самоанализ, возрастает функциональная роль цитаты. «Чужое слово» не просто вплетается в ткань слова, а становится структурообразующим началом: многие стихотворения Адамовича строятся как парафраз известных фольклорных и литературных произведений («Слово о полку Игореве», «Плач Гудрун», «Роман о Тристане и Изольде», городские романсы). Его нервный эмоциональный стих не чужд патетики, особенно, когда поэт обращается к «высоким жанрам», как правило, к древнегреческому и средневековому западноевропейскому эпосу.

Адамович осознавал себя поэтом Времени. Он чувствовал себя современником разных эпох, сохраняя тем не менее собственную «позицию вненаходимости» — дистанцию, отделяющую его, поэта XX в., от условного мифологического хронотопа. Мифологическое прошлое культуры переживается поэтом как реальная история, он отождествляет себя с древнегреческим Орфеем, и «тоска припоминания» становится контрапунктом его лирики.

В 1923 г. Адамович покинул Россию и поселился в Париже. Как критик он выступает в журнале «Современные записки», газете «Последние новости», затем в «Звене» и «Числах», постепенно приобретая репутацию «первого критика эмиграции». Стихов он пишет мало, но тем не менее именно ему эмигрантская поэзия обязана появлением так называемой «парижской ноты» — предельно искреннего выражения своей душевной боли, «правды без прикрас». Поэзия призвана быть дневником человеческих печалей и переживаний. Она должна отказаться от формального эксперимента и стать «безыскусственной», ибо язык не в состоянии выразить всю глубину жизни духа и «неисчерпаемую таинственность повседневной жизни». Искание правды становится пафосом поэзии Адамовича эмигрантского периода. Его путь русский мыслитель Г. П. Федотов назвал «аскетическим странничеством». В 1939 г. выходит сборник стихов Адамовича «На Западе», свидетельствующий об изменении творческой манеры художника. Поэтика его по-прежнему цитатна, однако развитие этого принципа идет по линии философского углубления. По мнению рецензента П. М. Бицилли, назвавшего книгу Адамовича «философским диалогом», своеобразие поэта проявляется именно в «особой диалогичности разнообразных ладов: то это прямые, хотя и отрывочные цитаты из Пушкина, Лермонтова, то использование чужих образов, звучаний, речевого строя, причем иногда так, что в одном стихотворении осуществляется согласие двух или нескольких „голосов“». Этот подчеркнутый полифонизм связан у Адамовича с декларируемым им стремлением к ясности и простоте. Свое поэтическое кредо Адамович формулировал следующим образом: «В поэзии должно как в острие сойтись все то важнейшее, что одушевляет человека. Поэзия в далеком сиянии своем должна стать чудотворным делом, как мечта должна стать правдой». И в своем поэтическом творчестве позднего периода Адамович стремился к постоянному «одухотворению бытия».

В начале второй мировой войны Адамович записывается добровольцем во французскую армию. После войны сотрудничает в газете «Новое русское слово». Сочувственное отношение к Советской России приводит его к разладу с определенными кругами эмиграции. Последний сборник Адамовича «Единство» вышел в 1967 г. Поэт обращается к вечным темам бытия: жизнь, любовь, смерть, одиночество, изгнанничество. Тема смерти и тема любви объединяют стихотворения сборника и объясняют его название. Уход в метафизические проблемы не означал отказа от «прекрасной ясности» и «простоты». Адамович по-своему, как заметил поэт и критик Ю. П. Иваск, продолжал акмеизм. Он постоянно ощущал форму — плоть стиха, поэтическое бытие слова. Отвечая на им же самим поставленный вопрос — какими должны быть стихи? — Адамович писал: «Чтобы все было понятно, и только в щели смысла врывался пронизывающий трансцендентальный ветерок…» К этой творческой сверхзадаче и стремился поэт:

Найти слова, которых в мире нет,

Быть безразличным к образу и краске,

Чтоб вспыхнул белый безначальный свет,

А не фонарик на грошовом масле.

Писатель Г.В. Адамович родился в семье поляка, который служил в Москве воинским начальником, а после был повышен до генерал-майора. Отучившись в гимназии, в 1910 году он поступил в Петербургский университет, где изучал гуманитарные науки. Творческий пусть писателя начался в 1914 г., когда выпала возможность познакомиться с поэтами-акметистами. Спустя пару лет Адамович уже руководил группой литераторов. Именно в этот период ему удалось вывести в свет первый свой сборник стихотворений под названием «Облака». Поскольку писатель обладал уникальным талантом обогащать свои творения лиризмом, такая особенность привлекла интерес Н.С. Гумилева, который в дальнейшем писал рецензии к творениям Адамовича и положительно отзывался о его произведениях. Тем не менее, некоторые критики обращали внимание на ограниченность поэта. Но негативные отзывы над ним не имели силы, он отстранялся от общественных волнений, продолжая углубляться в литературу.

В послереволюционные годы писателю выпала честь работать над печатным изданием «Жизнь искусства», он занимался переводами знаменитых иностранных литераторов, а также играл активную роль в деятельности «Цеха поэтов». К тому времени, в 1922 году, Адамович предлагает миру новый сборник, под названием «Чистилище», который написан в виде дневника. В своих стихах он предлагает по-новому взглянуть на древнегреческий, средневековый и европейский эпос. Отождествляя себя с Орфеем, Адамович будто жил вне времени, увлеченный мифологическим наследием различных культур.

Спустя год, в 1923, писатель направился в Париж, где активно начал развивать себя как критика, тем же и прославился. Несмотря на то, что стихи Адамович стал писать редко, они приобрели больше чувственности, в своих творениях автор искал правду, задаваясь вопросами. В 1939 году писатель издал сборник «На западе», по которому виден отпечаток, наложенный переездом, все больше и больше Адамович углубляется в философию, пытается одухотворить мир и бытие в целом.

В начале сороковых годов поэт записывается добровольцем во французскую армию и вместе со своим отрядом переживает вторую мировую войну. Дальнейшее его сотрудничество советскими изданиями и проявление лояльности к тогдашней России отрицательно сказалось на авторитете писателя. В 1967 году он печатает последний сборник под названием «Единство», затрагивает в нем вечные темы любви, смерти и одиночества.

Произведения


Каратели Последняя пастораль